Глава 20
ЕЩЕ О ТРОИЦЕ И О ТОМ, ЧТО В БОГЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕТВЕРИЦЫ И ТАК ДАЛЕЕ
Дальше. Истина Троицы, триединство требует, чтобы тройственное было
единым, почему оно и называется триединым. Но это удается понять только
таким образом, что соотношением различное соединяется, а порядком
различается. Соответственно при построении конечного треугольника сначала
имеем один угол, потом другой и, наконец, третий из обоих первых, причем эти
углы взаимно соотнесены, образуя единый треугольник. Так же и в бесконечном
треугольнике -- бесконечным образом. Однако понимать здесь все нужно так,
чтобы при мысли о первом в вечности последующее не оказывалось
противоположным ему понятием, иначе первичность и последование с бесконечным
и вечным никак не вяжется. Отец не прежде Сына и Сын не после Отца; Отец
прежде Сына только так, что Сын не позднее его. Если Отец есть первое лицо,
то Сын есть второе не после него, но как Отец -- первое лицо без
предшествования, так Сын -- второе лицо без последования; и равным образом
третье лицо, Святой Дух. Впрочем, достаточно; выше обо всем этом было уже
ясно сказано.
Но относительно вечноблагословенной Троицы, пожалуйста, обрати внимание
еще на то, что максимум троичен, а не четверичен, не пятиричен и так далее,
-- вещь, поистине достойная упоминания. Такое противоречило бы максимальной
простоте и совершенству.
В самом деле, всякая многоугольная фигура своим простейшим
первоэлементом имеет треугольник, то есть минимальную многоугольную фигуру,
меньше которой не может быть. Но доказано, что простой минимум совпадает с
максимумом. Треугольник занимает тем самым в ряду многоугольников такое же
положение, какое единое занимает в числовом ряду: как всякое число
разрешается в единство, так многоугольник разрешается в треугольник. Поэтому
максимальный треугольник, с которым совпадает минимальный, свертывает в себе
все многоугольные фигуры; максимальный треугольник относится ко всякому
многоугольнику, как максимальное единство относится ко всякому числу.
Наоборот, четырехугольная фигура не минимальна, что очевидно, поскольку
треугольник меньше ее; значит, простейшему максимуму, который может совпасть
только с минимумом, четырехугольник, всегда составный и потому больший
минимума, подходить никак не может. Больше того, "быть максимумом" и "быть
четырехугольником" заключает в себе противоречие: такой максимум не мог бы
быть точной мерой треугольников, потому что всегда превосходил бы их, а
какой же он максимум, если он не мера всего? Да и как может быть максимумом
то, что возникает из чего-то другого, составно и, следовательно, конечно?
Кроме того, уже показано, что из возможности простой линии сначала
возникает простой -- в ряду многоугольных фигур -- треугольник, потом
простой круг, потом простой шар, и не получается никаких других, кроме этих
элементарных фигур, которые в своем конечном состоянии несоизмеримы друг с
другом и свертывают в себе все остальные фигуры. Если бы мы захотели
придумать меры для всех измеримых количеств, то, во-первых, нам
потребовалась бы для длины бесконечная максимальная линия, с которой совпал
бы минимум, потом равным образом для прямолинейной ширины понадобился бы
максимальный треугольник, для круговой ширины -- максимальный круг, а для
глубины -- максимальный шар; с другими фигурами, чем эти четыре, охватить
все измеримое невозможно. Поскольку все эти меры обязательно должны быть
бесконечными и максимальными, чтобы с ними совпал минимум, а многих
максимумов не может быть, то получается единый максимум; но раз он
оказывается мерой всякого количества, мы и называем его тоже всем тем, без
чего нет максимальной меры, хотя рассмотренный в себе, безотносительно к
измеряемому, максимум по-настоящему не может ни быть, ни носить имя ни одной
из перечисленных фигур, потому что он бесконечно и несоизмеримо выше их.
Точно так же и максимум просто, поскольку он мера всего, мы называем всем
тем, без чего невозможно представить его всеобщей мерой. Он бесконечно выше
всякой троичности, но мы называем его троичным, потому что иначе мы не могли
бы понять его как простую причину, меру и мерило всех вещей, единство бытия
которых заключено в троичности, как в геометрических фигурах единство
треугольности заключено в тройственности углов, хотя по-настоящему ни это
имя, ни наше понятие троичности вне отношения к вещам максимуму никак не
подходит, бесконечно отставая от его максимальной и непостижимой истины.
Итак, мы считаем максимальным треугольником простейшую меру
всего-существующего в тройственности, каковы действия и деяния, бытие
которых трояко складывается из возможности, объекта и действительности:
умозрения, понятия, воления, сходства, несходства, красоты, пропорции,
соотношения, природные влечения и равным образом все прочие вещи, единство
бытия которых состоит в [троичной] множественности, как вообще всякое
природное бытие и действие состоит в соотношении действующего начала,
пассивного начала и их общего результата.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев