Глава XVII
Сравнение красоты Бога, ангела, души и тела
Таковы же различия между этими четырьмя [сущностями, ступенями бытия] и
их формами. Действительно, форма тела образуется из сложения многих частей,
ограничивается местом, исчезает со временем. Красота души испытывает
превратность времени, содержит множество частей, но свободна от ограничения
места. Красота же ангела обладает только числом, но оказывается не
подвластна ни месту, ни времени. Красота Бога не подвластна ничему из
вышесказанного. Форму тела ты видишь непосредственно. Яочешь ли созерцать
красоту души? Совлеки с телесной формы тягость материи и границы места,
оставь все прочее -- и получишь красоту души. Хочешь увидеть красоту ангела?
Убери, прошу тебя, не только протяженность места, ноидвижение времени,
оставь множественную сложность -- и тотчас обнаружишь ее. Ты стремишься еще
и лицезреть красоту Бога? Отбрось сверх всего эту множественную сложность
форм и оставь одну лишь чистую форму -- и ты немедленно постигнешь красоту
Бога. Но что же останется мне, если я уберу это все? [витал, тексте: --
возразишь ты мне, ] А я отвечу тебе: Не считаешь ли ты, что красота есть не
что иное, чем свет? Ведь красота всех вещей есть свет солнца, который ты
воспринимаешь искаженным этими тремя [помехами]: множественностью форм, ибо
ты видишь его расписанным фигурами и красками; пространством места;
изменчивостью времени. Отними его расположение в материи, чтобы он сохранил
множественность и время, -- именно такова красота души. Отринь, если тебе
угодно, изменчивость времени, оставив прочее: останется ясный свет без места
и без движения, но запечатлевший в себе логосы всех вещей. Таков ангел,
такова ангельская красота. Убери, наконец, число различных идей, оставь
простой и чистый свет, подобный тому, что пребывает в самом солнечном шаре и
не рассеивается в воздухе: и ты воспримешь некоторым образом красоту Бога.
Она по меньшей мере настолько же превосходит великолепием прочие формы,
насколько сам по себе чистый, единый, незапятнанный солнечный свет
превосходит свет солнца, рассеянный в туманном воздухе, разделенный,
загрязненный и затемненный. Итак, источник всей красоты -- Бог, а стало
быть, Он же и источник всякой любви.
Далее, свет солнца в воде есть некая тень по сравнению с болееясным
светом того же солнца в воздухе. Подобным же образом он есть сияние в
воздухе, но тень по отношению к его же сверканию в огне, а сверкание в огне
-- тень по отношению к свету солнца, сверкающему в нем самом. Таково же
различие между красотой каждой из этих четырех сущностей -- тела, души,
ангела и Бога. Бог никогда не впадает в такое заблуждение, чтобы полюбить
тень своей красоты в . ангеле и пренебречь своей собственной и истинной
красотой. И ангел не бывает настолько захвачен красотой души, которая есть
тень его собственной, чтобы, попав в плен ксвоей тени, покинуть свой
собственный образ. Душа же наша, что особенно прискорбно, ибо в этом
заключен источник всего нашего несчастья, душа наша, говорю я, одна только
так соблазняется прелестями телесной формы, что пренебрегает собственной
красотой и, забыв о своей форме, увлекается формой тела, которая есть тень
ее собственной красоты.
Вот в чем заключается жесточайшая участь Нарцисса у Орфея. Вот в чем
заключено горестнейшее бедствие людей. "Юноша Нарцисс" -- то есть душа
порывистого и неопытного человека. "Не смотрит на свое лицо" -- то есть не
ценит свою собственную субстанцию и добродетель. "Но тень его следит в воде
и стремится ее обнять" -- то есть восхищается красотою тленного тела,
подобной потоку воды, тень своей души. "Оставляет свой собственный образ и
не может настигнуть его тень". Потому что душа, влекомая телом, забывает о
себе и не может найти удовлетворения в теле. Ибо на самом деле вожделеет не
самого тела, но стремится к своей собственной красоте, привлекаемая телесной
формой, которая есть образ ее красоты. И так как она этого не замечает, и
стремится к другому, и увлекается другим, желания своего исполнить не в
силах. Вот почему "он изнуряет себя, исходя слезами", то есть душа,
расположенная вне себя самой и впавшая в тело, мучимая гибельными страстями
и пораженная телесным тленом, как бы умирает, являя собой уже скорее тело,
нежели душу. И Диотима, желая, чтобы Сократ избежал этой как бы смерти,
повела его от тела к душе, от нее к ангелу и от ангела к Богу.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев