Глава V
Сколь легко мы попадаем в тенета любви
Скажет кто-нибудь: может ли тонкий луч, легчайший дух, самая малость
крови Федра вымарать столь быстро, столь сильно, сколь опасно всего Лисия?
Это не покажется, во всяком случае, удивительным, если вы рассмотрите прочие
болезни, которые возникают вследствие заражения: как зуд, как чесотку, как
проказу, плеврит, чахотку, дизентерию, воспаление глаз, чуму. Любовное же
заражение происходит легко -- и тягчайшее моровое поветрие. Подлинно, этот
пар жизненного духа и он же кровь, ввергнутая юношей прямо в человека более
пожилого, обладает, как мы сказали выше, четырьмя качествами: он светлый,
нежно-тонкий, теплый и сладкий. Будучи светлым, он превосходнейшим образом
согласуется с ясностью глаз и духа в более пожилом, приятен для него и
привлекателен. Отчего получается, что с жадностью вбирается такими людьми.
Поскольку он неуловимо тонкий, стремительнейше прилетает к сердцу, оттуда он
чрезвычайно легко проникает во все тело по венам и артериям. Поскольку он
теплый, бурно действует и возбуждает и весьма сильно заражает кровь более
пожилого и обращает его в свою природу. Что Лукреций так помянул:
"В сердце отсюда течет сладострастья Венерина влага,
Капля за каплей сочась, и холодная следом забота".
Кроме того, поскольку он сладкий, согревает некоторым образом
внутренности, питает и доставляет приятность. Отчего получается, что вся
кровь мужчины, будучи совершенно измененной в сторону юношеской природы,
стремится к телу более юного, дабы жить в нем в своих венах и чтобы влага
молодой крови влилась в равно молодые и нежные вены. Получается также, что
этот больной испытывает на себе сразу и наслаждение и любовь. Наслаждение --
благодаря ясности и сладости все того же пара крови: если первая в самом
деле привлекает, вторая услаждает. Боль -- из-за его же тонкости и теплоты.
Потому что первая разделяет внутренности и раздирает, вторая отнимает от
человека то, что принадлежит ему, и превращает его в природу другого,
посредством каковой перемены она с полным основанием не позволяет, чтобы он
покоился в себе, но постоянно влечет к тому, кем он заражен. На это так
намекает Лукреций:
"К телу стремится тому, что наш ум уязвило любовью.
Обыкновенно ведь все упадает на рану, и брызжет
Кровь в направлении том, откуда удар был получен;
И если близок наш враг, то обрызган он алою влагой".
В этих стихах Лукреций желает показать, что кровь человека, раненного
лучом глаз, попадает на ранившего, подобного тому как кровь человека,
пораженного мечом, попадет на поразившего. Если вы ищете смысл этого, так
сказать, чуда, я вам его покажу.
Ранит Гектор Патрокла и убивает. Патрокл смотрит на ранящего его
Гектора, тогда мысль его принимает решение о мести. Немедленно желчь
возгорается на отмщение, ею кровь воспламеняется и спешит тотчас к ране, как
чтобы согреть ту пораженную часть тела, так и для отмщения. Туда же несутся
и жизненные духи, летя вплоть до Гектора, поскольку они легкие, переходят в
него; теплотою его они до времени сохраняются, например на семь часов. И
если в это самое время Гектор вблизи посмотрит внимательно на рану трупа,
рана пускает кровь на Гектора, ведь может кровь некоторым образом излиться
на врага как оттого, что еще не все тепло угасло, не успокоилось еще
внутреннее возбуждение, как потому, что незадолго до этого она была против
него возбуждена, так и потому, что незадолго до этого она была против него
возбуждена, так и потому, наконец, что кровь стремится к своим духам и духи
также притягивают свою кровь. Лукреций считает, что подобным образом кровь
уязвленного любовью человека спешит за ранившим его, и мы согласны с ним в
этом.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев