logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава lxvii

Дабы это стало еще очевиднее, я, согласно моему обещанию, в немногих

словах докажу, что награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как

своего рода помешательство. Еще Платон имел в виду нечто подобное, когда

написал, что "неистовство дарует влюбленным наивысшее блаженство". В самом

деле, кто страстно любит другого, тот живет уже не в себе, но в любимом

предмете и, чем более он от себя удаляется, дабы прилепиться душою к этому

предмету, тем более ликует. Но когда душа словно бы покинула тело и уже не в

силах управлять телесными членами, то как прикажете назвать такое состояние,

если не исступлением? Это подтверждают и общераспространенные поговорки: "Он

вне себя", "Он вышел из себя", "Он пришел в себя". Далее, чем совершеннее

любовь, тем сильнее неистовство и тем оно блаженнее. А теперь задумаемся,

какова та небесная жизнь, к которой с такими усилиями стремятся

благочестивые сердца? Их дух, мощный и победоносный, должен поглотить тело.

Ему тем легче будет совершить это, что тело, очищенное и ослабленное всей

предыдущей жизнью, уже подготовлено к подобному превращению. А затем и самый

дух этот будет поглощен бесконечно более могущественным верховным разумом, и

тогда человек, оказавшись всецело вне себя, ощутит несказуемое блаженство и

приобщится к верховному благу, все в себя вобравшему. Хотя блаженство это

может стать совершенным лишь в миг, когда усопшие души, соединившись с

прежними своими телами, получат бессмертие, однако, поскольку жизнь

праведников есть лишь тень вечной жизни и непрестанное размышление о ней, им

позволено бывает заранее отведать обещанной награды и ощутить ее

благоухание, И одна эта малая капля из источника вечного блаженства

превосходит все телесные наслаждения в их совокупности, все утехи, доступные

смертным. Вот в какой мере духовное превосходит телесное, а невидимое

возвышается над видимым! Именно об этом вещал пророк, говоря: "Не видел того

глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил

Бог любящим Его". Такова эта частица Мории, которая не отъемлется при

разлучении с жизнью, но, напротив, безмерно возрастает. Эта малая капля

трижды блаженной Глупости достается на земле лишь немногим. Они уподобляются

безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая

звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы. Они то

веселы, то печальны, то льют слезы, то смеются, то вздыхают и вообще

постоянно пребывают вне себя. Очнувшись, они говорят, что сами не знают, где

были -- в теле своем или вне тела, бодрствовали или спали; они не помнят,

что слышали, что видели, что говорили, что делали, все случившееся

представляется им как бы в дымке тумана или сновидения. Одно они знают

твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят

о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно

страдать подобного рода сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного

блаженства.