logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует

злых

Но и то справедливо, что Ты злых наказываешь. Что ведь и справедливее,

чем то, что добрые получат в ответ добро, а злые -- зло? Как же тогда: и то

справедливо, что Ты злых наказываешь, и то, что злых прощаешь?

Может быть, а одном смысле Ты справедливо наказываешь злых, а в другом

-- справедливо прощаешь злых? Ведь когда Ты наказываешь злых, это

справедливо потому, что соответствует их заслугам; а когда прощаешь злых,

это справедливо потому, что соразмерно не их заслугам, а Твоей благости.

Иными словами, прощая злых, Ты справедлив по-своему, а не по-нашему, как и

милосерд Ты по-нашему, а не по-своему. Ибо когда Ты спасаешь нас, которых по

справедливости мог бы бросить, -- как Ты милосерд не потому, что чувствуешь

влечение, а потому, что мы чувствуем действие, -- так Ты справедлив не

потому, что воздаешь нам причитающееся должное, но потому, что делаешь то,

что подобает Тебе, всеблагому. Вот как, значит, нет противоречия в том, что

Ты справедливо наказуешь и справедливо прощаешь.