logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 25

ЯЗЫЧНИКИ ИМЕНОВАЛИ БОГА ПО-РАЗНОМУ В АСПЕКТЕ ТВОРЕНИЙ

Язычники тоже именовали Бога ввиду разных сторон его творения: Юпитером

-- ради чудесного милосердия (Юлий Фирмик говорит, что Юпитер настолько

благоприятная звезда, что, если бы в небе царил только Юпитер, люди были бы

бессмертны), Сатурном -- ради глубины помыслов и изобретения необходимых для

жизни вещей. Маасом -- ради воинских побед, Меркурием -- ради благоразумия в

совете, Венерой -- ради любви, сохраняющей природу, Солнцем -- ради мощи

природных движений. Луной -- ради сохранения влаги, заключающей в себе

жизнь, Купидоном -- ради единения двух полов; и по той же причине его

называли Природой, поскольку он через двоякость пола сохраняет виды вещей.

Гермес [Трисмегист] говорит, что все, как живое, так и неживое, двояко по

роду, и всеобщая причина, Бог, свернуто заключает в себе и мужской и женский

род, развертыванием которых он считал Купидона и Венеру Валерий Римлянин,

держась того же мнения, тоже воспевал Юпитера как всемогущего бога

родителя-родительницу. Купидона -- [его имя идет] от силы, с какой одна вещь

вожделеет другой, -- называли еще порождением Венеры, то есть природной

красоты; а Венеру считали дочерью всемогущего Юпитера, от которого Природа и

все ей сопутствующее. Также и храмы -- Мира, Вечности, Согласия, Пантеон и

тот, где посредине под открытым небом стоял алтарь бесконечного Термина,

которому нет предела, -- и подобные вещи показывают нам, что язычники

именовали Бога по-разному, исходя из отношения к творению.

Все эти имена развертывают всесодержащее единство несказанного имени, и

как это истинное собственное имя бесконечно, так бесконечны свернуто

заключенные в нем имена частных совершенств. Соответственно, развертывающих

имен тоже может быть множество, причем никогда не столько, чтобы уже не

могло быть больше. Каждое из них относится к имени собственному и

неизреченному, как конечное к бесконечному.

Древние язычники смеялись над иудеями, поклонявшимися неведомому им

единому бесконечному Богу, но сами поклонялись ему же в его многообразных

пррявлениях, поскольку поклонялись везде, где замечали божественные дела.

(Здесь и было тогда различие между людьми: все верили в величайшего единого

Бога, выше которого нет, только одни, как иудеи и сиссениты, поклонялись его

простейшему единству, в котором он свернуто заключает все вещи, а другие

почитали его там, где находили множественные проявления божества, беря

чувственно известное как путеводную нить для восхождения к причине и началу.

И вот на этом пути совратился простой народ, приняв проявление не за образ,

а за истину. Отсюда идолопоклонничество проникло в толпу, тогда как мудрые

люди по большей части правильно исповедовали единство Бога, как может

убедиться всякий, внимательно прочтя "О природе богов" Цицерона и старых

философов.

Не спорим, некоторые язычники понимали Бога, поскольку Он бытие вещей,

пребывающим вне вещей и только в абстракции, как первоматерия вне вещей

существует только в абстрактном понятии. Такие, поклоняясь Богу в творениях,

даже оправдывали свое идолопоклоничество доводами рассудка. Некоторые

думали, что Бога можно привлечь заклятиями, причем одни заклинали Его в

ангелах, например сиссениты, другие -- в деревьях, как читаем, например, о

дереве Солнца и Луны, третьи заклинали Его песнопениями в воздухе, воде или

храмах. Насколько все они сбились с пути и как далеко отпали от истины, ясно

из предыдущего.