Схоластика
(IX-XV вв.)
В VI--XI вв. христианство распространяется уже по территории всей
Европы, становясь официальной, государственной религией практически во всех
тогда существовавших европейских странах. Нередко обращение в новую веру
каких-то племен предшествовало их присоединению ктому или иному европейскому
государству. Столь же частыми были факты насильственной христианизации,
связанные с захватами племенных территорий, не входящих еще ни в одно
государство. Так, насильственной христианизации подвергались племена
прибалтийских славян, долгое время сопротивлявшиеся экспансии соседних с
ними германских государств.
В это время наиболее могущественными и влиятельными церковными
организациями в Европе становятся Восточная и Западная церкви. Обе они с
одинаковым упорством вели борьбу с языческими религиями различных племен. В
этом смысле можно сказать, что христианские церкви стремились к уничтожению
языческих культов и во многом им это удалось -- богатейший мир языческой
культуры и мифологии был в итоге вытеснен мифологией и культурой
христианской. Однако само язычество было настолько укоренено в сознании
людей, что долгое время христианство сосуществовало с язычеством, постепенно
приспосабливая его к своим требованиям, а отдельные проявления языческих
верований и обрядов сохранились у многих европейских народов до сих пор.
Также настойчиво искоренялись и еретические христианские учения,
получившие распространение в Европе, например арианство.
Но постепенно все более усиливались разногласия и между Восточной и
Западной церквами. С одной стороны, это было связано с их борьбой за
политическое преобладание в европейских государствах. С другой стороны -- с
особенностями самосознания тех народов, которые попадали в сферу влияния
Константинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам
ближе оказалось христианство в том виде, как его понимали на Востоке, и у
них оно утвердилось в виде православия. А германским племенам -- западное
христианство, которое и поныне существует в его римско-католической версии.
И само христианство, будучи по сути космополитической, вненациональной
религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным
особенностям тех или иных народов, что в значительной степени повлияло на
окончательный раскол между христианскими церквами, произошедший в 1054 г.
В течение VI--XI вв. на Востоке и Западе формируется разная
христианская догматика. Римско-католическая церковь вообще признает принцип
догматического развития, согласно которому Церковные Соборы имеют право
принимать новые догматы. Православная церковь не принимает этого учения.
Уже говорилось, что на Западе Никео-Цареградский Символ веры был
дополнен понятием "филиокве", т.е. признанием того, что Дух Святой
происходит не только от Бога-Отца, но "и от Сына". Кроме того, вплоть до XX
в. в католической церкви принимались и другие догматы, не признаваемые в
православии: догматы о чистилище (1439 г.), о запасе добрых дел, о
непорочном зачатии Богородицы (1854 г.), о телесном вознесении Богородицы на
небо (1950 г.).
По-разному понимались и отдельные культовые обряды. В католичестве,
например, утвердился обряд причащения (т.е. приобщения верующего к телу и
крови Христа) в том виде, что обычные верующие причащаются только хлебом, а
священники хлебом и вином (хлеб -- символ тела Христа, а вино -- символ
Христовой крови). И вообще на Западе христианство воспринималось более
иерархично, ведь сам обряд причащения подчеркивает, что священники -- это
более "приближенные" к Богу люди, обладающие некими свойствами, недоступными
простым смертным.
С этим же связан и тот факт, что в течение нескольких столетий
церковные службы в католических церквах велись на латинском языке, Библия
разрешалась к публикации и распространению тоже только в латинском переводе,
независимо оттого, знает латинский язык местное население той или иной
страны или нет. Считалось, что христианские истины могут быть полностью
доступны только избранным.
В православии церковные службы разрешалось вести на местных языках и
Библия довольно рано переводилась на языки тех народов, среди которых она
распространялась.
И сама римско-католическая церковь была организована на жестких
иерархических началах, с полным подчинением всех священников своим
вышестоящим церковным руководителям. Высшей властью обладал римский папа. И
недаром в католичестве был принят догмат о непогрешимости римских пап
(окончательно утвержден в 1870 г.).
Римско-католическая церковь, в полном соответствии с учением Аврелия
Августина, всегда претендовала на полный политический контроль над светскими
государствами. Средневековая история Западной Европы наполнена постоянной
борьбой римских пап со светскими государями, с целью их подчинения власти
церкви.
Западная, римско-католическая церковь вообще часто обращалась к
воинственным методам утверждения христианской веры. Для этой цели, наряду с
обычными монашескими организациями, были созданы военно-монашеские ордена,
являвшиеся мощной военизированной силой католичества. В православии таковых
организаций не было, ибо считалось, что монахам запрещено даже прикасаться к
оружию.
На Востоке и Западе сложилось различное понимание и самой сути
христианского вероучения. В православии обращалось внимание в большей
степени на религиозно-мистические способы постижения Бога, ибо считалось,
что понимание Божественных истин недоступно разуму. В католичестве же
довольно рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога
невозможно без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому,
на основе трудов отцов церкви, в течение VI-- XIII вв. в римско-католической
церкви происходит рационализация христианского вероучения, когда догматы
веры обосновываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью философии.
Так возникла "схоластика".
Слово "схоластика" происходит от греческого "sholia" -- школа. Поэтому
иногда схоластику именуют "школьной философией". Схоластика -- это основное
религиозно-философское направление в католической церкви в IX--XV вв.
Цель возникновения схоластики -- упорядочить и сделать доступной
христианскую догматику, ибо широкое распространение христианства
потребовало, с одной стороны, довольно большого числа священников, а с
другой стороны, максимального упрощения догматики для ее более легкого
восприятия обычными верующими. Христианское вероучение начинает
преподаваться в западноевропейских учебных заведениях, а с появлением
университетов (XIII в.), богословские факультеты в них считаются главными.
Основным средством упорядочения христианской догматики была признана
философия. Теологи на Западе считали, что, во-первых, с помощью разума,
науки легче проникнуть в истины веры, во-вторых, используя философские
аргументы, можно исключить критику святых, христианских истин, и, наконец,
в-третьих, при помощи философии можно придать религиозным истинам
систематическую форму, т.е. создать законченную, полностью доказательную
систему христианского вероучения.
Поначалу многие христианские теологи самостоятельно пытались
разработать подобную систему. Впоследствии, когда высшие чины
римско-католической церкви убедились в необходимости систематизации
христианства, то такая работа исполняласьтеологами уже в качестве
официального поручения.
Обычно принято отсчитывать время рождения схоластической философии в
Западной Европе с конца VIII -- начала IX в. --со времени жизни и
деятельности Алкуина (ок. 735--804), философа англосаксонского
происхождения, получившего всеевропейское признание за свою просветительскую
деятельность при дворе Карла Великого. Именно Алкуину принадлежит сочинение
под названием "Диалектика", в котором Алкуин впервые сказал, что диалектика
-- это не просто одно из "свободных искусств", а способ систематизации веры.
В конце XII-- начале ХШ в. западноевропейская схоластика получает новый
импульс для своего развития. Связано это было прежде всего с тем, что в этот
период происходит самое широкое знакомство европейцев с культурой
арабоязычного Востока. Европейский мир в это время постоянно сталкивается с
арабами -- во время крестовых походов, в Испании, которую захватили арабы, и
т.д.
Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла
огромную роль. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения
античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык
были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские
произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские
философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.
В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более того,
так как идеи Аристотеля использовали многие христианские теологи,
считавшиеся еретиками, распространение и изучение аристотелизма официально
запрещалось. Так, изучение естественнонаучных сочинений Аристотеля и его
"Метафизики" было запрещено папскими декретами 1210 и 1215 гг.
Однако аристотелизм постепенно получает все более широкое
распространение, особенно в нецерковных школах. На латинский язык
переводятся почти все его произведения -- сначала с арабского, а потом и
непосредственно с греческого языков. И в католической церкви с течением
времени утверждается мнение, что использование системы доказательств
истинности христианских догматов с опорой на Аристотеля становится насущной
необходимостью, ибо неоплатонизм, на который опирались отцы церкви и, в
первую очередь, Аврелий Августин, не дает ответы на все возникающие вопросы.
В 1231 г. папа Григорий IX обновил декреты 1210 и 1215 гг., но
одновременно создал комиссию для проверки аристотелевских произведений. И
уже в 1245 г. изучение Аристотеля было разрешено без всяких ограничений, а
позднее в 50--60-х гг. ХШ в. Рим официально поручает нескольким христианским
философам заняться переработкой учения Аристотеля в
христианско-ка-толическом духе. Центральное место в этой работе занял Фома
Аквинский.
Вообще же в истории схоластики выделяют четыре основных периода:
VIII--IX вв. -- своего рода, подготовительный период, наиболее ярко
представленный в произведениях Иоанна Скота Эриугены;
IX--XII вв. -- период значительных споров между римско-католическими
теологами о роли веры и разума, выраженный в деятельности Ансельма
Кен-терберийского и Пьера Абеляра;
ХШ в. -- "золотой век схоластики", завершившийся созданием официального
учения римско-католической церкви трудами Фомы Аквинского;
XIV в. -- период кризиса схоластики, олицетворяемый Вильямом Окка-мом,
в сочинениях которого уже критиковалось стремление католицизма к обоснованию
веры с помощью разума и идеи которого стали источником реформаторских
настроений, выраженных позднее Джоном Уиклефом и Яном Гусом. Сам Вильям
Оккам подвергался преследованиям со стороны церкви и даже был обвинен в
еретичестве.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев