logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 2

Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?

Мелочная внимательность сих людей к слогам и речениям не без хитрости,

как подумал бы иной, и ведет не к малому злу, но заключает в себе глубокий и

прикровенный замысл против благочестия. Они стараются показать

несходетвенность выражений, употребляемых об Отце и Сыне и Святом Духе,

чтобы иметь в этом удобное доказательство различия Их и по естеству. Ибо у

них есть давнее лжеумствование, изобретенное начальником сей ереси, Аэти-ем,

который, в одном из своих писем, выразился так: "не одинаковое по естеству

выражается не одинаково; и наоборот, не одинаково выражаемое не одинаково по

естеству", И в засвидетельствование сего положения вовлек он Апостола,

который говорит: Един Бог Отец, из Негоже вся; и един Господь Иисус Христос,

Имже вся (1 Кор. 8, 6). "Посему, утверждает Аэтий, как относятся между собой

сии речения, так должны относиться и означаемые ими естества. Но речение:

Имже, не одинаково с речением: из Негоже; следовательно и Сын не одинаков с

Отцем". От сего-то недуга произошло и глумление этих людей о предложенных

мною речениях. Отсего-то Богу и Отцу, как исключительное некое наследие,

присвояют речение: из Него, а Сыну и Богу отделяют речение: Им, Духу же

Святому речение: в Нем, и говорят, что сие употребление слогов никогда не

переменяется, чтобы, как сказано, из разности выражений явствовала разность

и естества. Но нельзя было им утаить, что сею тонкостию в различении речений

стараются подкрепить нечестивое учение. Ибо требуют, чтоб речение: из Него,

означало Зиждителя, речение же: Им -- служителя, или орудие, а речение: в

Нем, показывало время или место, и чтобы Зиждитель всяческих представляем

был ничем не досточестнее орудия, и Дух, Святый оказался подающим от Себя к

бытию существ не более того, что привносит место или время.