Алкуин и пипин, ок. 790 г.
Пипин: Что такое буква? -- Алкуин: Страж истории.
П: Что такое слово? -- А: Изменник души.
П: Кто рождает слово? -- А: Язык.
П: Что такое язык? -- А: Бич воздуха.
П: Что такое воздух? -- А: Хранитель жизни.
П: Что такое жизнь? -- А: Для счастливых радость, для несчастных горе,
ожидание смерти.
П: Что такое смерть? -- А: Неизбежное обстоятельство, неизвестная
дорога, плач для оставшихся в живых, приведение в исполнение завещаний,
разбойник для человека.
П: Что такое человек? -- А: Раб старости, мимо проходящий путник, гость
в своем доме.
П: На кого похож человек? -- А: На шар.
П: Как помещен человек? -- А: Как лампада на ветру.
П: Как он окружен? -- А: Шестью стенами.
П: Какими? -- А: Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева.
П: Сколько с ним происходит перемен? -- А: Голод и насыщение, покой и
труд, бодрствование и сон.
П: Что такое сон? -- А: Образ смерти.
П: Что составляет свободу человека? -- А: Невинность.
П: Что такое голова? -- А: Вершина тела.
П: Что такое тело? -- А: Жилище души.
П: Что такое волоса? -- А: Одежда головы.
П: Что такое борода? -- А: Отличие полов и почет зрелого возраста.
П; Что такое мозг? -- А: Хранитель памяти.
П: Что такое глаза? -- А: Вожди тела, вместилище света, истолкователи
души.
П: Что такое ноздри? -- А: Проводники запаха.
П: Что такое уши? -- А: Собиратели звуков.
П: Что такое лоб? -- А: Образ души.
П: Что такое рот? -- А: Питатель тела.
П: Что такое зубы? -- А: Жернова.
[Далее следует ряд вопросов об остальных частях тела с ответами того же
рода; затем ученик и учитель обращаются к изучению внешней природы.]
П: Что такое небо? -- А: Вращающаяся сфера, неизмеримый свод.
П: Что такое свет? -- А: Поверхность всех предметов.
П: Что такое день? -- А: Возбуждение к труду.
П: Что такое солнце? -- А: Сияние шара, краса небес, счастье природы,
честь дня, распределитель часов.
П: Что такое луна? -- А: Глаз ночи, подательница росы, предвестница
непогоды.
П: Что такое звезды? -- А: Пестрота неба, направительница мореходов,
краса ночи.
П: Что такое дождь? -- А: Зачатие земли, кончающееся рождением плодов.
П: Что такое туман? -- А: Ночь среди дня, тяжесть для глаз.
П: Что такое ветер? -- А: Волнение воздуха, приводящее в движение воду
и осушающее землю.
П: Что такое земля? -- А: Мать рождающая, кормилица живущих, келья
жизни, пожирательница всего.
П: Что такое вода? -- А: Подпора жизни, омовение нечистот.
П: Что такое снег? -- А: Сухая вода.
П: Что такое зима? -- А: Изгнанница лета.
П: Что такое весна? -- А: Живописец земли.
П: Что такое лето? -- А: Облачение земли и спелость плодов.
П: Что такое осень? -- А: Житница года.
П: Что такое год? -- А: Колесница мира.
П: Кто ее везет? -- А: Ночь и день, холод и жар.
П: Кто ее возницы? -- А: Солнце и луна.
П: Сколько они имеют дворцов? -- А: Двенадцать.
П: Кто в них распоряжается? -- А: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,
Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
П: Сколько дней живет год в каждом из этих дворцов? -- А: Солнце 30
дней и 10 с половиной часов, а луна двумя днями и восемью часами меньше.
П: Я боюсь, учитель, пускаться в море. -- А: Кто же тебя побуждает к
тому?
П: Любопытство. -- А: Если ты боишься, я сяду с тобой и последую, куда
бы ты ни отправился.
П: Если бы я знал, что такое корабль, я устроил бы такой для тебя,
чтобы ты отправился со мной. -- А: Корабль есть странствующий дом,
всегдашняя гостиница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов.
П: Что такое берег? -- А: Стена земли.
П: Что такое трава? -- А: Одежда земли.
П: Что такое коренья? -- А: Друзья медиков и слова поваров.
П: Что делает горькое сладким? -- А: Голод.
П: Что не утомляет человека? -- А: Прибыль.
П: Что такое сон наяву? -- А: Надежда.
П: Что такое надежда? -- А: Освежение труда, сомнительное состояние.
П: Что такое дружба? -- А: Равенство друзей (по другой редакции --
"душ").
П: Что такое вера? -- А: Уверенность в том, чего не знаешь и что
считаешь чудесным.
П: Что такое чудесное? -- А: Я видел, например, человека на ногах,
прогуливающегося мертвеца, который никогда не существовал.
П: Как это возможно, объясни мне? -- А: Отражение в воде.
П: Почему же я сам не понял того, когда столько раз видел? -- А: Так
как ты добронравен и одарен природным умом, то я тебе предложу несколько
примеров чудесного; постарайся, не можешь ли их сам разгадать.
П: Хорошо, но если я скажу не так, как следует, поправь меня. -- А:
Изволь! Один незнакомец говорил со мною без языка и голоса; его никогда не
было и не будет; я его никогда не слыхал и не знал.
П: Быть может, мой наставник, это был тяжелый сон? -- А: Именно так,
мой сын. Послушай еще: я видел, [как] мертвое родило живое, и дыхание живого
истребило мертвого.
П: От трения дерева рождается огонь, пожирающий дерево? -- А: Так. Я
видел мертвых, много болтающих.
П: Это бывает, когда их повесят на воздухе. -- А: Так. Я видел огонь,
не гаснувший в воде.
П: Думаю, что ты говоришь об известке. -- А: Ты верно думаешь. Я видел
мертвого, который сидит на живом, и от смеха мертвого умер живой.
П: Это знают наши повара? -- А: Да, но положи палец на рот, чтобы дети
не услышали, что это такое... Я видел человека, который держал в руках
восемь, уронил семь, о осталось шесть.
П: Это знают и школьники. -- А: Я видел летающую женщину с железным
носом, деревянным телом и пернатым хвостом; она несла за собой смерть.
П: Копье воина. -- А: Что такое воин?
П: Стена государства, страх неприятеля, служба, полная славы. -- А: Что
вместе существует и не существует?
П: Ничто. -- А: Как же это может быть?
П: По имени существует, а на деле нет. -- А: Кто бывает немым
вестником?
П: То, что я держу в руке. -- А: Что же ты держишь в руке?
П: Твое письмо. -- А: И читай его благополучно, сын мой.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев