logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Алкуин и пипин, ок. 790 г.

Пипин: Что такое буква? -- Алкуин: Страж истории.

П: Что такое слово? -- А: Изменник души.

П: Кто рождает слово? -- А: Язык.

П: Что такое язык? -- А: Бич воздуха.

П: Что такое воздух? -- А: Хранитель жизни.

П: Что такое жизнь? -- А: Для счастливых радость, для несчастных горе,

ожидание смерти.

П: Что такое смерть? -- А: Неизбежное обстоятельство, неизвестная

дорога, плач для оставшихся в живых, приведение в исполнение завещаний,

разбойник для человека.

П: Что такое человек? -- А: Раб старости, мимо проходящий путник, гость

в своем доме.

П: На кого похож человек? -- А: На шар.

П: Как помещен человек? -- А: Как лампада на ветру.

П: Как он окружен? -- А: Шестью стенами.

П: Какими? -- А: Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева.

П: Сколько с ним происходит перемен? -- А: Голод и насыщение, покой и

труд, бодрствование и сон.

П: Что такое сон? -- А: Образ смерти.

П: Что составляет свободу человека? -- А: Невинность.

П: Что такое голова? -- А: Вершина тела.

П: Что такое тело? -- А: Жилище души.

П: Что такое волоса? -- А: Одежда головы.

П: Что такое борода? -- А: Отличие полов и почет зрелого возраста.

П; Что такое мозг? -- А: Хранитель памяти.

П: Что такое глаза? -- А: Вожди тела, вместилище света, истолкователи

души.

П: Что такое ноздри? -- А: Проводники запаха.

П: Что такое уши? -- А: Собиратели звуков.

П: Что такое лоб? -- А: Образ души.

П: Что такое рот? -- А: Питатель тела.

П: Что такое зубы? -- А: Жернова.

[Далее следует ряд вопросов об остальных частях тела с ответами того же

рода; затем ученик и учитель обращаются к изучению внешней природы.]

П: Что такое небо? -- А: Вращающаяся сфера, неизмеримый свод.

П: Что такое свет? -- А: Поверхность всех предметов.

П: Что такое день? -- А: Возбуждение к труду.

П: Что такое солнце? -- А: Сияние шара, краса небес, счастье природы,

честь дня, распределитель часов.

П: Что такое луна? -- А: Глаз ночи, подательница росы, предвестница

непогоды.

П: Что такое звезды? -- А: Пестрота неба, направительница мореходов,

краса ночи.

П: Что такое дождь? -- А: Зачатие земли, кончающееся рождением плодов.

П: Что такое туман? -- А: Ночь среди дня, тяжесть для глаз.

П: Что такое ветер? -- А: Волнение воздуха, приводящее в движение воду

и осушающее землю.

П: Что такое земля? -- А: Мать рождающая, кормилица живущих, келья

жизни, пожирательница всего.

П: Что такое вода? -- А: Подпора жизни, омовение нечистот.

П: Что такое снег? -- А: Сухая вода.

П: Что такое зима? -- А: Изгнанница лета.

П: Что такое весна? -- А: Живописец земли.

П: Что такое лето? -- А: Облачение земли и спелость плодов.

П: Что такое осень? -- А: Житница года.

П: Что такое год? -- А: Колесница мира.

П: Кто ее везет? -- А: Ночь и день, холод и жар.

П: Кто ее возницы? -- А: Солнце и луна.

П: Сколько они имеют дворцов? -- А: Двенадцать.

П: Кто в них распоряжается? -- А: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,

Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

П: Сколько дней живет год в каждом из этих дворцов? -- А: Солнце 30

дней и 10 с половиной часов, а луна двумя днями и восемью часами меньше.

П: Я боюсь, учитель, пускаться в море. -- А: Кто же тебя побуждает к

тому?

П: Любопытство. -- А: Если ты боишься, я сяду с тобой и последую, куда

бы ты ни отправился.

П: Если бы я знал, что такое корабль, я устроил бы такой для тебя,

чтобы ты отправился со мной. -- А: Корабль есть странствующий дом,

всегдашняя гостиница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов.

П: Что такое берег? -- А: Стена земли.

П: Что такое трава? -- А: Одежда земли.

П: Что такое коренья? -- А: Друзья медиков и слова поваров.

П: Что делает горькое сладким? -- А: Голод.

П: Что не утомляет человека? -- А: Прибыль.

П: Что такое сон наяву? -- А: Надежда.

П: Что такое надежда? -- А: Освежение труда, сомнительное состояние.

П: Что такое дружба? -- А: Равенство друзей (по другой редакции --

"душ").

П: Что такое вера? -- А: Уверенность в том, чего не знаешь и что

считаешь чудесным.

П: Что такое чудесное? -- А: Я видел, например, человека на ногах,

прогуливающегося мертвеца, который никогда не существовал.

П: Как это возможно, объясни мне? -- А: Отражение в воде.

П: Почему же я сам не понял того, когда столько раз видел? -- А: Так

как ты добронравен и одарен природным умом, то я тебе предложу несколько

примеров чудесного; постарайся, не можешь ли их сам разгадать.

П: Хорошо, но если я скажу не так, как следует, поправь меня. -- А:

Изволь! Один незнакомец говорил со мною без языка и голоса; его никогда не

было и не будет; я его никогда не слыхал и не знал.

П: Быть может, мой наставник, это был тяжелый сон? -- А: Именно так,

мой сын. Послушай еще: я видел, [как] мертвое родило живое, и дыхание живого

истребило мертвого.

П: От трения дерева рождается огонь, пожирающий дерево? -- А: Так. Я

видел мертвых, много болтающих.

П: Это бывает, когда их повесят на воздухе. -- А: Так. Я видел огонь,

не гаснувший в воде.

П: Думаю, что ты говоришь об известке. -- А: Ты верно думаешь. Я видел

мертвого, который сидит на живом, и от смеха мертвого умер живой.

П: Это знают наши повара? -- А: Да, но положи палец на рот, чтобы дети

не услышали, что это такое... Я видел человека, который держал в руках

восемь, уронил семь, о осталось шесть.

П: Это знают и школьники. -- А: Я видел летающую женщину с железным

носом, деревянным телом и пернатым хвостом; она несла за собой смерть.

П: Копье воина. -- А: Что такое воин?

П: Стена государства, страх неприятеля, служба, полная славы. -- А: Что

вместе существует и не существует?

П: Ничто. -- А: Как же это может быть?

П: По имени существует, а на деле нет. -- А: Кто бывает немым

вестником?

П: То, что я держу в руке. -- А: Что же ты держишь в руке?

П: Твое письмо. -- А: И читай его благополучно, сын мой.