logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава 23

ПЕРЕНЕСЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО ШАРА НА АКТУАЛЬНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ

Надо еще рассмотреть вкратце то, что касается бесконечного шара.

А именно: мы обнаруживаем у бесконечного шара три сходящиеся в центре

максимальные линии длины, ширины и глубины. Но центр максимального шара

равен диаметру и окружности, и, значит, центр у него равен этим трем линиям;

вернее, центр и есть все эти линии, то есть длина, ширина и глубина. Таким

же образом простейший и бесконечный максимум будет всякой длиной, шириной и

глубиной, которые в нем суть единая и простейшая максимальная неделимость.

Как центр он предшествует всякой ширине, длине и глубине, и он же их конец и

середина, поскольку в бесконечном шаре центр, ширина и окружность

тождественны. Как бесконечный шар всецело действителен и совершено прост,

так максимум совершенным и простейшим образом актуален, и как шар есть

действительность линии, треугольника и круга, так максимум -- актуальность

всего: всякое действительное существование от него получает всю свою

актуальность и всякое существование существует действительным образом ровно

настолько, насколько пребывает в его бесконечном акте.

Поэтому максимум есть форма форм и форма бытия, или максимальное

актуальное бытие. Глубоко было прозрение Парменида, говорившего, что Бог

есть то, для чего быть всем, что есть, значит, быть всем тем, что оно есть.

В самом деле, как шар есть последнее совершенство фигур, больше которого

нет, так максимум есть совершеннейшее совершенство всего настолько, что все

несовершенное в нем есть высшее совершенство, как бесконечная линия есть

шар, а [бесконечная] кривизна -- прямизна: составность в нем -- простота,

различие -- тождество, инаковость -- единство и так далее. Как может быть

какое-то несовершенство там, где несовершенство есть бесконечное

совершенство, возможность -- бесконечная действительность и так далее?

Через подобие максимума максимальному шару мы ясно видим теперь, что он

есть единая простейшая и точнейшая мера всей Вселенной и всего существующего

во Вселенной, раз целое в нем не больше, чем часть, как шар не больше, чем

бесконечная линия. Бог есть единое простейшее основание всего мирового

целого, и как после бесчисленных круговращений возникает шар, так и Бог,

наподобие максимального шара, есть простейшая мера всех круговращений, ведь

всякое животворчество, всякое движение и понимание от Него, в Нем и через

Него. У Него одно обращение восьмой сферы не меньше, чем ее бесконечные

обращения, потому что Он -- конец всех движений, в котором всякое движение

успокаивается как в своей цели; ведь Он есть максимальный покой, в котором

всякое движение есть покой, и Его максимальный покой есть так же мера всех

движений, как максимальная прямизна -- мера всех круговращений, а

максимальное настоящее, или вечность, -- мера всех времен.

Итак, все природные движения покоятся в Боге как в конечной цели и

всякая возможность осуществляется в Нем как в бесконечном акте; и поскольку

Он бытийность всякого бытия, а всякое движение стремится к бытию, то Он есть

покой движения, Его конечная цель как последняя форма и действительность

бытия. Все сущее стремится поэтому к Нему; но поскольку вещи конечны и не

могут быть в совершенно одинаковой мере причастны последней цели, то одни

приобщаются к ней через посредство других, как линия возводится к шару через

посредство треугольника и круга, треугольник -- через посредство круга, а

круг -- сам через себя.