Патристика
(II--VI вв.)
Первые века существования христианства наполнены драматическим и даже
трагическим содержанием. В пределах Римской империи христиане жестоко
преследовались. Исторические источники наполнены рассказами о страшных
пытках и казнях, которым подвергались сторонники новой веры. Так, например,
был распят на кресте Апостол Петр, проповедовавший слово Христово в Риме.
При этом, чтобы не быть уподобленным самому Господу, на что по убеждению
Петра он не имел права, сам Петр упросил своих палачей распять его вниз
головой. На кресте же принял смерть и Апостол Андрей Первозванный. Крест, на
котором был распят Андрей, был изготовлен в форме буквы "X", почему с тех
пор подобного рода крест носит название "Андреевского".
Но для самих христиан мучения и страдания, которые их преследовали,
были лишь свидетельством истинности их веры, ведь Христос говорил в своей
Нагорной проповеди: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить за Меня" (Матф. 5:11). Мученики и праведники,
принявшие смерть за Христа, начинают почитаться в христианских общинах в
качестве святых.
В I--IV вв. христианство получает все большее распространение.
Постепенно отдельные христианские общины объединяются организационными
связями и возникает церковь -- организация, с одной стороны, обеспечивающая
христианам общение с Богом, с другой стороны, объединяющая христиан в их
вере и в их противостоянии язычникам. Язычниками христиане считали всех, кто
не верит в их Бога.
Поначалу церковь строилась на демократических принципах, --
священнослужители -- пресвитеры, диаконы, епископы -- избирались из членов
общин, существовали обычаи совместных трапез по примеру последней совместной
трапезы Христа со своими учениками ("Тайная вечеря"). Позднее
священнослужители, составлявшие клир (от kleros -- избранные по жребию),
превратились в более привилегированную прослойку среди иных христиан.
Общины в отдельных городах стали объединяться в епископства, а
епископства -- в митрополии, во главе которых стояли митрополиты. В IV в.
митрополии начали соединяться в еще более крупные территориальные
объединения -- патриаршества. В то время существовало пять патриаршеств --
александрийское, антиохийское, иерусалимское, константинопольское и римское.
Антиохийский и римский патриархи именовались также "папами".
Распространение христианства и постепенное складывание христианской
церкви шло рука об руку с формированием основополагающих христианских
догматов, составивших впоследствии теоретический религиозно-философский
фундамент всего христианского учения. Будущая христианская теология (от
"тео" -- Бог, и "логос" -- учение, слово) рождалась в условиях серьезной и
суровой идеологической и политической борьбы. Дело заключалось в том, что
различные христианские общины и христианские теологи по-разному трактовали
отдельные, в том числе и важнейшие элементы христианского учения -- о
сущности Бога, о богочеловеческой природе Иисуса Христа, о роли церкви, о
взаимоотношении научного знания и веры и т.д.
Уже в те времена сложилась традиция, когда христианские взгляды одной
из общин или одной из церквей не признавались другими, тогда они обвиняли
друг друга в еретичестве, т.е. извращении учения Христа. Позднее, когда уже
сложилась более или менее единая христианская догматика, еретикам считались
все, чьи представления противоречили этой догматике. Так как сушествовало и
существует до сих пор несколько различных христианских цер квей, то в каждой
из них есть свое представление о том, кто такие еретики.
Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл
рямыслителей, чьи произведения и были позднее признаны
религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали называть
"отцами церкви". А литература, созданная отцами церкви, получила общее
название "пат ристика" (от лат. pater -- отец).
Необходимо сказать, что труды отцов церкви признаются основополагающими
в разных современных направлениях христианства, кроме протестантизма, в
котором единственным источником Божественного знания считается Священное
Писание.
Одной из важнейших проблем раннего периода существования патристики
стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и
христианского вероучения. В разрешении этой проблемы важную роль сыграли
такие мыслители как Тертуллиан, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский,
Аврелий Августин.
В IV в. христианство приобретает в Римской империи официальный статус
-- в 313 г. император Константин принял Миланский эдикт, которым была
признана свобода христианского вероисповедания и культа. В течение довольно
короткого времени христианство становится господствующей религией во всей
Римской империи, получает черты уже государственной религии.
В IV -- начале V в. складывается и основная христианская догматика,
официально закрепленная на Церковных Соборах, ставших важнейшими вехами в
истории церкви: Никейском (325 г.), Константинопольском или Цареградс-ком
(381 г.), Эфесском (431 г.), Халкедонском (451 г.). На Никейском и
Царег-радском Соборах произошло утверждение Символа веры христианской
церкви. Символ веры -- это важнейший христианский догмат. Он обязателен для
всех, кто считает себя христианином, ибо именно в нем формулируются все
основные постулаты христианской веры -- прежде всего догмат о троичности
Бога.
В процессе дебатов между христианскими теологами о сущности символа
веры оформились два наиболее популярных понимания этого Символа. Одно из них
-- арианское, которое высказывал пресвитер Арий (256--336). Другую точку
зрения выражали диакон Афанасий (295--373), прозванный впоследствии Великим,
и поддерживающий его Александр епископ Александрийский. На Никейском Соборе
был принят догмат о соотношении Бога-Отца и Бога-Сына в трактовке, близкой к
той, которую предлагал Афанасий.
Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась несколько
десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константинопольский (ЦареградскиЙ)
Собор. На этом Соборе на основе Никейского догмата был утвержден уже полный
Символ веры, состоящий из 12 членов (частей). С тех пор и существует
название -- Никео-Цареградский Символ веры.
В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII--X вв. введено в
практику дополнение к Символу веры -- было решено, что Дух Святой происходит
не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение "и от
Сына" звучит как "филиокве". Этот Символ веры стал главным в католической
церкви. В Восточной церкви не приняли такого дополнения и продолжали
придерживаться Никео-Царе градского Символа веры. С тех пор он является
Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.
Установление официальной догматики христианской церкви поставило перед
христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было
доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым
верующим. Поэтому в IV -- начале V в. происходит первая систематизация
христианского вероучения. Значительную роль в этом сыграли христианские
мыслители, происходившие из Каппадокии -- восточной, граничащей с Арменией
римской провинции в Малой Азии. По месту их рождения, этих философов
прозвали "каппадокийцами".
Первым из "каппадокийцев" называют обычно Григория Назианзина
(330--390). Он был родом из г. Назианза, получил прекрасное богословское и
философское образование в Афинах и за свою ученость был прозван Богословом.
Григорий Назианзин (или Григорий Богослов) был не только теологом, но и
значительным церковным деятелем -- одно время он исполнял функции
константинопольского епископа.
Друг Григория Назианзина -- Василий (330--379), прозванный Великим,
тоже занимал значительный церковный пост -- он был епископом Кесарийс-ким
(г. Кесарии в Каппадокии).
Серьезный вклад в развитие христианской философии внес младший брат
Василия Великого-- Григорий Нисский (335--394), бывший епископом г. Ниссы.
Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к
выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является
философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению
христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали
принципа неоплатонизма.
"Каппадокийцы" были не только христианскими теологами, но и принимали
самое активное участие в церковно-политической борьбе. Григорий Назианзин
был председателем Константинопольского Собора в 381 г. Григорий Нисский и
Василий Великий по сути дела разработали и утвердили окончательные
формулировки Символа веры, принятого позднее на этом Соборе
(Никео-Цареградский Символ веры).
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее
выдающимся из отцов церкви считается Аврелий (Блаженный) Августин
(354--430). Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого
систематического христианского вероучения, почему его богословские труды
признаются как основополагающие и в римско-католической, и в православной
церквах до сих пор.
Мировоззрение Аврелия Августина -- это своеобразное сочетание
христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским
осмыслением проблем мироздания. Но философия, в понимании Августина,
является лишь средством доказательства истинности религии, способом
обоснования верности религиозных догматов. В качестве философского
фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Поэтому
он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и
неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, которые
соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христианства были
неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течение нескольких
веков воспринимались европейскими философами исключительно в
христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им Августином.
Аврелий Августин -- создатель учения о Церкви как высшей формы
организации человеческого общества, возможной на земле. Он теоретически
обосновал необходимость утверждения христианской церкви над всеми светскими
государствами и государями, ибо "светский град" обязан подчиниться "граду
Божиему", как неистинный истинному. Поэтому он всегда и во всем был
сторонником теократического общества, в котором Церковь главенствует над
всеми светскими государствами.
Аврелий Августин настолько полно и систематизировано осветил в своих
сочинениях главные проблемы христианской теологии, что в течение нескольких
веков его религиозно-философское учение по сути дела было основным
фундаментом всего христианского вероучения. Более того, учене Августина
оказало значительное влияние вообще на всю последующую европейскую
философскую мысль. Помимо собственного вклада Августина в развитие
философского мировоззрения, во многом благодаря ему в европейской философии
сохранились и нашли свою новую жизнь идеи Платона и неоплатоников. А многие
идеи Августина не утратили своего значения и сегодня.
Столь же значительное влияние на развитие христианской мысли оказали
труды, приписываемые Дионисию Ареопагиту и известные под общим названием
"Ареопагитики" (V в.) Уже в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора
"Ареопагитик" огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем если
большинство христианских философов IV--V вв. опирались на рациональные
элементы неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы
его мистические черты. Возможность мистического познания Бога -- вот что
проповедуется в сочинениях Дионисия.
Учение, изложенное в "Ареопагитиках", было необычайно популярно и в
Восточной, и в Западной церквах. В Западной Европе "Ареопагитики" стали
широко известны в IX в., когда были переведены на латынь, потому что
большинство католических теологов не знали греческого языка. Западную, а
позднее римско-католическую церковь "Ареопагитики" привлекали своим учением
о главенствующей роли церкви в человеческой жизни. На Востоке сочинения
"Ареопагитики" стали известны раньше. Православные мыслители большее
внимание обращали на обоснование Дионисием возможности мистического познания
Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению
Божественной истины.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев