Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
После того как теперь мы с Божьей помощью на математическом примере
постарались в нашем незнании приобрести больший опыт относительно первого
максимума, исследуем для полноты нашего учения еще и имя максимума. Если
будем верно держать в памяти вещи, часто говорившиеся выше, это рассмотрение
не составит труда.
В самом деле, если максимум есть тот максимум просто, которому ничто не
противостоит, то ясно, что ему не может подходить никакое собственное имя;
ведь все имена налагаются исходя из некоторой неповторимости смысла,
благодаря которому одно отличается от другого, а там, где все вещи суть
единое, никакое собственное имя невозможно. Гермес Трисмегист справедливо
говорит: "Поскольку Бог есть всеобщность вещей, ни одно имя не есть Его имя
собственное, иначе или Бога пришлось бы называть всеми именами, или все
называть Его именем", раз в своей простоте Бог свернуто заключает
всеобщность вещей. По его словам, это собственное имя -- которое мы называем
неизреченным, а еще тетраграммой, то есть "четырехбуквенным", и которое
является собственным потому, что отвечает Богу не по тому или иному
отношению Его к творению, а по Его собственной сущности, -- надо толковать
как "единый и все", или, лучше, как "все в единстве". Так же и мы находили
выше, что максимальное единство -- то же самое, что все в единстве. Но еще
более точным и уместным именем, чем "все в единстве", представляется
"единство", и недаром пророк говорит: "В тот день будет Господь един, и имя
Его -- единое", а в другом месте: "Слушай. Израиль (то есть духовно видящий
Бога): Бог твой един есть".
С другой стороны, единство есть имя Бога не в том смысле, в каком мы
обычно именуем или понимаем единство, потому что как Бог превосходит всякое
понимание, так тем более Он превосходит всякое имя. Имена налагаются
сообразно нашему различению вещей движением рассудка, который много ниже
интеллектуального понимания; рассудок не в силах выйти за пределы
противоположностей, и нет имени, которому в его движении не
противополагалось бы другое. Соответственно, единству в движении рассудка
противоположно множество, или многочисленность. Богу подходит не это
единство, а такое, которому не противоположны ни различие, ни множество, ни
многочисленность. Такое единство и будет Его максимальным именем,
свертывающим все в простоте своего единства. Это имя несказанно и
превосходит всякое понимание. В самом деле, кто сможет понять бесконечное,
бесконечно предшествующее всякому противоположению единство, где в единой
простоте без составления свернуто все сущее, где нет другого или разного,
где человек не отличен от льва, а небо не отлично от земли, и тем не менее
каждая вещь есть истиннейшим образом она сама, -- не в конечности своего
бытия, а как свернуто заключаемая максимальным единством? Если бы кто-то
смог понять или назвать такое единство, которое, будучи единством, есть все
и, будучи максимумом, то он постиг бы имя Божие. Но поскольку имя Божие есть
Бог, Его имя тоже знает только тот ум, который сам есть максимум и сам есть
максимальное имя. Так в ученом незнании мы постигаем: хотя "единство"
представляется ближайшим именем максимума, оно еще бесконечно далеко от
истинного имени величайшего, которое есть сам максимум.
Отсюда ясно, что утвердительные имена, которые мы приписываем Богу, Его
бесконечно умаляют. В самом деле, они присваиваются Ему всегда ввиду
чего-либо встречающегося среди творений, поскольку же все частное,
отдельное, имеющее противоположность может подходить Богу только с крайним
умалением Его, утвердительные определения в отношении Его пусты, как говорит
Дионисий: если назовешь Его истиной, на ум приходит ложь, если назовешь
добродетелью, на ум приходит порок, если назовешь субстанцией, на ум
приходит акциденция и так далее, тогда как Бог если и субстанция, то
всеобъемлющая, которой ничто не противостоит, и если истина, то лишь
всеобщая и без противоположений, почему эти частные имена могут подходить
ему лишь с бесконечным умалением. Никакие вообще утверждения, вкладывая в
Него нечто от своих значений, не могут ему подходить, потому что. Он не
более нечто, чем вce.
Если утвердительные имена и подходят Ему, то лишь в аспекте творений.
Не то что творения суть причина, но какой они Ему подходят, -- максимум от
творений ничего заимствовать не может, -- но они Ему подходят по Его
беско-нечной потенции к творчеству. Всамомделе, Бог от века мог творить,
иначе Он не был оы высшим всемогуществом; значит, хотя это имя "Творец"
подходит Ему с точки зрения творений, оно подходит Ему еще и до появления
творений, весь он от века уже мог творить. То же в отношении праведности и
всех остальных утвердительных имен, которые мы ради некоего обозначаемого
этими именами совершенства переносим на Бога с творений, хотя все эти имена
от века, еще прежде, чем мы приписали их Богу, поистине уже были свернуто
заключены в Его высшем совершенстве и в Его бесконечном имени, как и все
означаемые такими именами вещи, с которых мы переносим их на Бога.
И это настолько верно в отношении всех утвердительных определений Бога,
что даже имя Троицы и ее лиц, то есть Отца, Сына и Святого Духа, прилагается
к Богу только по Его отношению к творениям. В самом деле, если Бог есть
родитель и Отец оттого, что Он единство, рожденный, или Сын, оттого, что Он
равенство единства, и Святой Дух оттого, что Он связь обоих, то Сын
именуется Сыном явно оттого, что Он равенство единства, то есть бытия, или
существования. Отсюда ясно, что Бог именуется Сыном в отношении вещей
оттого, что извечно уже мог сотворить вещи, хотя бы даже и не сотворил их:
Он есть Сын оттого, что Он -- равенство бытия вещей, выше или ниже которого
вещи не могут существовать. Словом, Бог есть Сын от своего равенства
существованию вещей, которые он всегда мог создать, хотя бы никогда и не
создал; а если бы не мог создать, не был бы ни Отцом, ни Сыном, ни Святым
Духом, да и вообще не был бы Богом. Если рассмотреть поглубже, рождение
Отцом Сына и было созданием всего в Слове. Недаром Августин утверждает, что
Божие Слово есть также искусство и идея по отношению к творениям.
Дальше, Бог есть Отец оттого, что родил равенство единству, а Святой
Дух оттого, что Он -- любовь их обоих друг к другу. Все это тоже по
отношению к творениям. В самом деле, оттого, что Бог есть Отец, творение
начало быть; оттого, что Бог есть Сын, оно исполняется совершенством;
оттого, что Бог есть Святой Дух, оно согласно вселенскому порядку вещей. Это
-- напечатле-ния Троицы в каждой вещи. Такова и мысль Аврелия Августина,
который в толковании на стих из книги Бытия "В начале Бог сотворил небо и
землю" говорит, что Бог сотворил начала вещей потому, что Он Отец.
Итак, все, что утвердительная теология говорит о Боге, коренится в
отношении к творению, вплоть до тех хранимых евреями и халдеями священнейших
имен, в которых скрыты величайшие таинства богопознания, но которые всегда
означают Бога только сообразно какой-то частной особенности, кроме
четырехбуквенного имени собственного и неизреченного, о котором мы говорили
выше: ioth he vau he. Иероним и рабби Саломон в книге "Путеводитель
колеблющихся" подробно говорят об этом; их и читай.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев