logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Глава X

Каким образом обвораживаются влюбленные

[Каким же образом обвораживаются влюбленные -- кажется, что мы

достаточно сказали, разве только то добавим, что смертные тогда

обвораживаются в полную силу, когда, при частом взирании направляя острие

взора, соединяют глаза с глазами и вместе впивают, несчастные, долгую

любовь. Поистине болезни этой, как угодно думать Мусею, причина вся и исток

-- глаза. Поэто-му, если кто окажется с сильным блеском глаз, пусть он будет

менее хорошо сложен в остальных частях тела, по той причине, о которой мы

сказали, он чаще [чем другие] заставляет безумствовать взирающих на него.

Кто устроен противоположным образом, располагает скорее к некоторой

благожелательности, нежели к жару страсти. Представляется. что красивая

соразмерность прочих, помимо глаз, частей тела заключает в себе не силу

действительной причины, но лишь случайное побуждение к болезни такого рода.

Потому что таковое сложение побуждает смотрящего издали, чтобы он подошел

поближе-Затем, когда он близко подойдет, она весьма долго удерживает его в

состоянии рассматривания ее самой. Но замешкавшегося [в этом положении]

ранит взгляд сам по себе. Умеренной, однако, любви, великой сопричастнице

божественного, о которой на этом пире как только возможно много говорилось,

способствует как причина не одни только глаза, но согласие и приятность всех

частей тела.