Оружие христианского воина
ФРАГМЕНТЫ
Публикуется по: Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.,
1986. С. 37-62, 118-133, 153-168. Перевод Ю. М. Кагана.
НАЧАЛО МУДРОСТИ-- ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ-- ИСТИННОЙ И
ЛОЖНОЙ
Поэтому покой -- это высшее благо; ревнители мира сего направляют к
нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный.
Философы ложно обещали его последователям своих учений. Ведь только один
Христос дарует его, а мир сей не может дать покоя. Для того чтобы прийти к
нему, существует один способ, а именно: вести воййну с нами самими, жестоко
сражаться со своими пороками. Ведь против этих врагов с неумолимой
ненавистью выступает Бог -- наш покой, по своей природе Он -- сама
добродетель, отец и творец всех добродетелей. Но стоики, наихрабрейшие
утвердите-ли добродетели, скопище всякого рода пороков именуют глупостью; в
наших сочинениях это называется злобой. Полную честность во всем и мы и они
именуем мудростью. Но разве мудрость в соответствии с изречением мудреца
побеждает злобу? Отец и князь злобы -- властитель тьмы Белиал; всякий, кто
следует за ним, блуждая в ночи, поспешает в ночь вечную. Иисус Христос,
наоборот, творец мудрости и сама мудрость, свет истинный, который один
рассеивает ночь мирской глупости, Он, сияние Отчей славы, по свидетельству
Павла, возродив нас в себе, стал для нас искуплением, оправданием и
мудростью. Павел сказал: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев --
соблазн, для язычников -- безумие; для самих же и призванных иудеев и греков
-- Христа, Божью силу и Божью премудрость". По Его примеру и мы сможем
одержать победу над вражеской злобой, если только станем мудрее из-за Того,
в Ком будет наша победа. Согласись с этим, презрев мудрость мира сего,
которая под наилживейшим именем нахваливает себя глупцам, -- ведь, по словам
Павла, у Бога нет большей глупости, чем земная мудрость, которую должен
забыть тот, кто действительно желает быть мудрым. Он говорит: "Если кто из
вас думает быть мудрым в веке сем, пусть станет глупым, чтобы оказаться
мудрым". Ведь мудрость этого мира -- это глупость у Бога. И немного выше:
"Ибо написано там: "Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну".
Где мудрец? Где книжник? Где совопросник мира сего? Не сделал ли Бог
мудрость мира сего глупостью?"
Не сомневаюсь, что уже теперь тебе ненавистны эти глупые мудрецы и
слепые поводыри слепых, кричащие, что ты сбился, обезумел, стал
безрассудным, так как склоняешься к Христу. Они всего лишь называются
христианами, в остальном же насмешники и противники учения Христова. Смотри,
как бы не подействовала на тебя их болтовня! Их несчастная слепота скорее
достойна оплакивания, чем подражания. Что это за превратный вид мудрости --
понимать в делах ничтожных, быть ловким и хитрым лишь в позоре, а в том, что
единственно только относится к нашему спасению, разуметь не более скотины?
Павел хочет, чтобы мы были мудрыми, на добро же, назло -- простаками. Они
знают, как поступать неправедно, а творить добро не умеют. И если один
велеречивый греческий поэт писал:
Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета
К сердцу не хочет примять -- совсем человек бесполезный,
не расположить ли, наконец, в этом ряду тех, которые сами глупы
наипозорнейшим образом, однако же не перестают приводить в смятение,
высмеивать, запугивать тех, которые уже образумились? Разве не осмеют
насмешника? "Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь станет
глумиться над ними". Ты читаешь в Книге Премудрости: "Они увидят и уничижат
его, но Господь посмеется над ними". Смеяться над нечестивыми почти
похвально, но, конечно, достославно стать ревнителями Главы нашего и
апостолов. И конечно, следует бояться быть осмеянным Богом. "Я тоже, --
говорит премудрость, -- посмеюсь над вашей погибелью и порадуюсь, когда
придет тот, кого вы боялись". Разумеется, поздно уже скажут пробудившиеся:
"Это те, которые были у нас в осмеянии и в притче поругания". Мы, безумные,
полагали их жизнь безумной и конец бесчестным. "Мудрость эта животная, --
как говорит Иаков, -- бесовская", враждебная Богу. Конец ее -- погибель,
потому, что за ней по пятам всегда следует смертоносная гордыня; за гордыней
-- слепота души, за слепотой -- тирания страстей, за тиранией страстей --
общая жатва пороков и разнузданность любого прегрешения. За этой
разнузданностью следует привычка, за привычкой -- наинесчастнейшее
оцепенение души, которое приводит к тому, что люди лишаются понимания зла.
Оцепеневших охватывает смерть тела, за которой наступает вторая смерть. Ты
видишь, что мирская мудрость -- мать величайшего зла.
О Христовой же мудрости, которую мир сей считает глупостью, ты читаешь:
"Одновременно с нею пришли ко мне все блага и через ее руки неисчислимые
богатства. Я радовался всему, потому что предваряла их эта мудрость, и я не
знал, что она -- мать всех благ". Ведь ее сопровождают скромность и
кротость. Кротость дает нам способность воспринять божественный дух. Ведь
любит покоиться на смиренном и кротком Тот, Кто одновременно наполняет наше
сердце семеричной благодатью; только после этого пустит ростки тот
счастливый посев всех добродетелей с блаженными плодами, из которых главный
-- радость внутренняя, радость тайная, радость, известная только тем, кого
она коснулась. Она не исчезнет в конце и не пропадет вместе с мирскими
радостями, а соединится в радость вечную. Ее, брат мой, по наставлению
Иакова следует просить у Бога пылкими молитвами и по совету одного мудреца
стараться добывать как сокровище из вен Священного Писания.
Считай, что начало этой мудрости в познании самого себя. Древность
верила, что это изречение появилось с неба, великим учителям оно до такой
степени нравилось, что они думали, будто в нем кратко выражена вся сила
мудрости. Но это изречение не имело бы для нас веса, если бы оно не
сходилось с нашим Писанием. Тот тайный возлюбленный в Песни грозит своей
невесте и велит, чтобы она ушла, если она сама себя не знает: "Если ты не
знаешь себя, о прекраснейшая из женщин, то ступай отсюда, иди по следам
своих стад". Поэтому пусть никто необдуманно не берет на себя столь важное
дело, как познание самого себя. Я не ведаю, знает ли кто-либо полностью свое
тело и состояние духа? Павел, которому удалось узнать тайны третьего неба,
тем не менее не отважился судить о себе самом. Он отважился бы, если бы
достаточно знал себя. Если же человек столь духовный, который судит обо
всем, но о нем никто не должен судить, настолько мало был себе понятен, то
на что надеемся мы, плотские? С другой стороны, кажется, что совершенно
бесполезен воин, который недостаточно знает собственные войска и отряды
врагов. Ведь человек воюет не с человеком, а с самим собой, и как раз из
собственного нашего нутра нападает на нас все время вражеский строй, вроде
того, как рассказывают поэты о земнородных братьях. И настолько тонко
различие между врагом и другом, что существует огромная опасность, как бы
мы, недостаточно осторожные, недруга не приняли за друга или не навредили бы
другу вместо врага. Тот знаменитый полководец останавливает даже ангела
света, говоря: "Ты наш или наших врагов?" Поэтому, так как ты сам предпринял
войну с самим собой, первая надежда на победу заключается в том, чтобы ты
как можно лучше узнал себя; и я хочу представить тебе, как на картине, некий
твой образ, дабы ты как следует узнал себя вдоль и поперек.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев