Глава 5
МАКСИМУМ ЕСТЬ ЕДИНОЕ
Из сказанного очевиднейше явствует, что абсолютный максимум, понимаемый
через непостижимость, именуется тоже через неименуемость, как мы яснее
покажем ниже. Чего не может быть ни больше, ни меньше, того нельзя
именовать, потому что имена приписываются движением рассудка только вещам, в
том или ином соотношении допускающим превышаемое и превышающее.
Раз все существует наилучшим образом, каким может существовать, то без
числа множественность сущего существовать не может: с изъятием числа
прекратятся различенность, порядок, пропорция, гармония, да и сама
множественность вещей. Если это число будет бесконечным, все перечисленное
тоже прекратится, потому что с актуальной максимальностью числа совпадет
минимум: бесконечное число и минимальное число сводятся к одному. Хоть при
числовом восхождении мы и приходим актуально к максимуму из-за конечности
[конкретного] числа, однако к такому максимуму, больше которого ничего не
может быть, прийти нельзя, ведь это будет уже бесконечное число; числовое
восхождение поэтому актуально конечно, и любое число в нем несет возможность
другого. И хотя при нисхождении число ведет себя так же, то есть для любого
актуально данного малого числа посредством вычитания всегда можно актуально
получить меньшее, как при восхождении благодаря прибавлению -- большее,
здесь опять то же самое: иначе среди вещей не оказалось бы ни различия, ни
порядка, ни множественности, а в числах не оказалось бы ни превышаемого, ни
превышающего, да вообще не было бы числа. Поэтому мы обязательно приходим в
числе к минимуму, меньше которого не может быть, а такова единица. Поскольку
меньше единицы ничего не может быть, она и будет минимумом просто, который,
согласно только что сказанному, совпадает с максимумом. Такая единица не
число -- ведь число, допуская превышающее [и превышаемое], никак не может
быть ни минимумом просто, ни максимумом просто, -- а начало всякого числа,
поскольку она минимум, и конец всякого числа, поскольку максимум. Эта
абсолютная единица, которой ничто не противоположно, и есть абсолютная
максимальность, бог благословенный. Его единство (unitas), будучи
максимальным, неразмно-жимо, поскольку оно уже есть все то, что может быть,
и тем самым невозможно, чтобы оно стало числом.
Посмотри: число привело нас к пониманию того, что неименуемому богу
всего больше подходит абсолютное единство; бог един в том смысле, что он
актуально есть все потенциально могущее быть, почему его единство не
допускает "больше" и "меньше" и не может размножиться. Божество есть
бесконечное единство. Поэтому сказавший: "Слушай, Израиль! Богтвой един
есть" и "Един ваш учитель и Отец на небесах" -- не мог сказать большей
истины; говорить, что богов много, -- значит, утверждать величайшую ложь о
несуществовании и Бога, и вообще чего бы то ни было в мире, как будет
показано дальше. Ведь как число рассудочная сущность, изготовленная нашей
способностью сравнительного различения, обязательно предполагает в качестве
своего первоначала единицу, без которой число невозможно, так же точно
множества вещей, происходящие от бесконечного единства, обязательно
предполагают его в качестве необходимого начала своего существования. И в
самом деле, как бы они существовали без бытия? А что абсолютное единство
есть бытие, увидим ниже.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев