Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
отношении) всего существующего
Если кто-то, из-за того что не слыхал или что не верит, отрицает одну
природу, высшую (в отношении) всего существующего, единственную, достаточную
для себя самой в своем вечном блаженстве и своей всемогущей благостью дающую
и делающую также всем другим вещам то, что они суть нечто или каким-то
образом являются благими, и другое премногое, чему мы о Боге и его творении
необходимо веруем, -- я думаю, что он может убедиться во (всем) этом с
помощью только рассудка, даже если он ум имеет средний. Хотя он мог бы
сделать это многими способами, я укажу один, который считаю для него
наиболее подходящим. Именно, поскольку все стремятся пользоваться лишьтем,
что считают добрым, будет естественно, если он однажды обратит свой
умственный взор к исследованию того, откуда беругся эти блага, к которым он
стремится лишь потому, что считает их благами, после чего разумный смысл
будет вести, а он идти следом -- и с разумом обретет то, чего без разума не
знал. Однако если при этом я скажу что-нибудь такое, чего не подтверждает
никакой большой авторитет, я хочу, чтобы это (суждение) было воспринято так,
чтобы -- хотя оно с необходимостью следует из доводов, которые покажутся мне
(надежными), все-таки из-за этого о нем говорил не то, что оно вполне и
всячески необходимо, а только -- что оно покамест может казаться таким.
Итак, вполне возможно, что кто-то сам с собой молча так говорит: если
столь бесчисленны блага, которых столь большое разнообразие мы и телесными
чувствами ощущаем, и различаем разумной частью сознания, то не следует ли
верить, что существует нечто одно, через что все блага являются благами? Или
разные вещи благи через разное? В самом деле, достовернейше известно и
очевидно для всех, кто желает обратить на это внимание, что все, называемое
"нечто", такое, что по отношению друг к другу сказывается как "большее",
"меньшее" или "равное", сказывается (так) через нечто, которое мыслится в
различном не как в одном одно, в другом другое, но как одно и то же, все
равно -- считать ли, что оно содержится в этих (различных вещах) в равной
или неравной степени.
Так, все (вещи), о которых говорится, что они справедливы по отношению
друг к другу в равной мере, или более, или менее, нельзя помыслить как
справедливые иначе как через справедливость, которая не является в одних
вещах одним, в других -- другим. Значит, если нет сомнения в том, что все
блага, поскольку они сравниваются друг с другом, в равной или неравной мере
суть блага, то все они с необходимостью являются благами через нечто, что
мыслится как одно и тоже в различных благах, хотя иногда кажется, что разные
блага называются так (благами) через разное. Например, кажется, что через
одно говорится "хороший конь", поскольку он сильный, и через другое --
поскольку он быстрый. Ведь хотя вроде бы "хороший" сказывается через силу и
"хороший" через быстроту -- все же кажется, что не одно и то же сила и
быстрота. К тому же если конь хорош оттого, что он сильный и быстрый, почему
плох сильный и быстрый вор? Итак, скорее всего, как сильный и быстрый вор
потому плох, что вреден, так сильный и быстрый конь потому хорош, что
полезен. И действительно, обычно ничто не признается добром иначе как за
какую-нибудь пользу, как добрым называется здоровье и все, что способствует
здоровью, или за какое-то достоинство, как красота и то, что помогает
красоте, считается добром. Но поскольку уже рассмотренное рассуждение никак
нельзя опровергнуть, то необходимо, что так же и всякое полезное и честное,
если это поистине блага, должны быть благами через то самое, через что с
необходимостью является благом все, что таково.
Кто же усомнится в том, что то самое, через что все является благом,
есть большое благо? Тогда оно является благом само через себя, поскольку
всякое благо является (благом) через него. Таким образом, следует, что все
остальные блага суть (блага) через иное, чем то, что есть они сами, и только
это одно -- через себя. Ведь то является высшим, что так возвышается надо
всем остальным, что не имеет себе ни равного, ни превосходящего. Но то, что
есть в высшей степени благо, есть также и в высшей степени большое. Итак,
существует нечто одно, самое благое и самое большое, т.е. высшее (в
отношении) всего существующего.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев