logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Важнейшие религиозно-философские идеи библии

Важнейшая идея христианства -- это идея единого Бога. Показать людям

существование могущественного и единственного Бога, а также доказать им

необходимость веры в Него -- это и есть главная задача всего Священного

Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма, Первая и главная из десяти

заповедей, дарованных Господом Моисею, так и звучит: "Да не будет у тебя

других богов пред лицем Моим" (Втор. 5:7). И далее: "Не поклоняйся им и не

служи им; ибо Я Господь, Бог твой" (Втор. 5:9).

Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос Книжника о том, какая

заповедь первая из всех: "Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12:29).

В этом заключается основное отличие христианства от иных существовавших

тогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была

политеистической, т.е. они признавали существование многих богов, то

христианство -- это строго монотеистическое мировоззрение. И именно

монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.

Более того, для христианства характерен не только монотеизм, но и

тео-центризм -- единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления,

познания и т.д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: "И возлюби

Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем

разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12:30).

Восприятие Бога как единственной и всемогущей мировой силы оказало

влияние и на космологическую концепцию христианства. В основе этой концепции

лежит идея творения. Если в античных религиях и древнегреческой философии

говорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначалами

космоса виделись некие божественные, но в тоже время и природные объекты, то

в христианстве Господь Бог творит мироздание "из ничего", Начало мира -- это

Сам Бог, который Своим словом, Своим желанием творит, создает весь мир: "В

начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале

у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что

начало быть" (Ин. 1:1--3).

Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутствует в каждом

его движении, ибо все, что происходит в мире, есть Промысел Божий.

С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос,

который был одним из основных в древнегреческой философии: что такое бытие?

Господь и есть несотворенное, вечное бытие. Все остальное -- это сотворенное

одним Его словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал.

Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея

откровения -- любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение;

все, что люди знают о мире, о себе и о Боге -- все это открыто им Самим

Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения.

Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет --

не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые

змеем, вкусили этих плодов и тем самым попытались сами стать богами. Змей

говорил им: "В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы

будете, как боги, знающие добро и зло" (Бытие. 3:5).

Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне

Божественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в

Бога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякого

собственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием.

Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании Коринфянам:

"Мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1-е Кор. 3:19).

Впоследствии христианская церковь сформулировала основные, с ее точки

зрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов -- своеобразных

установлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматы

не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божией.

Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили Божественный запрет и

вкусили плоды с дерева познания. Тем самым они совершили первое

грехопадение. Грех, в христианском понимании, -- это нарушение установленных

Богом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок людей

оказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея --

идея грехопадения.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог

создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную

волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена

на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, --

это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за

распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в

своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история

человечества конечна. Учение о конце мира -- это тоже одна из главных идей

христианства. Земной мир, земная жизнь людей -- это их временное, неистинное

пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним

сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на

последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и

окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои

божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников

обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса,

представлена в "Откровении Иоанна Богослова".

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая

история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей

изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии

возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать

людям последний и окончательный Завет. "Ибо Он спасет людей Своих от грехов

их", -- говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей

жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной

жизни и истинного спасения -- человек может спастись только тогда, когда он

на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все

Божественные заповеди.

В этом смысле очень важна христианская идея о богочеловеческой природе

Иисуса Христа. Иисус -- Сын Божий, Мессия, потому Он может творить чудеса,

рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на

Земле, кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако если бы Иисус

был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей -- что может

Бог, то недоступно человеку. Сам Иисус говорит: "Отдавайте кесарево кесарю,

а Божие Богу" (Мк. 12:17).

Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он --

Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие.

Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело

Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но

Иисус не страшится ее, ибо знает и другое -- телесные муки ничто, по

сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за

то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в

истинности своей веры.

Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и

ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам

Господь снизошел до их человеческой природы и показал им пример настоящей

жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка

огромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения

будет дано Божественное воздаяние, воскрешение после смерти телесной и жизнь

вечная, если они будут блюсти Божьи заповеди.

Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и изложенные в Ветхом

Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено

собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в

них излагаются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых

позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а

каждому отдельному человеку -- прожить земную жизнь праведно.

Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в

том, что в Ветхом Завете Божественные заповеди носят форму закона, который

Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не

закон, но Радостную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в

Бога, как бы показывая, что Господь примет под Свое покровительство каждого,

кто проникся верой в Него.

Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой Он

назвал любовь к Богу, а второй -- любовь к ближним своим: "Возлюби ближнего

твоего, как самого себя". И продолжил: "Иной большей сих заповеди нет" (Мк.

12:31).

По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных

переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом

реальной, плотской жизни, культом человеческого тела, культом разума и

знания оказались полностью перечеркнуты христианством. "Блаженны нищие

духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют

землю. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" --

говорит Иисус (Мф. 5:3--ll).

Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному

Провидению -- вот, что становится основной христианской добродетелью,

Человек должен отречься и от самой жизни во имя веры и других людей.

Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выраженным отрицанием

суетности мира и призывом сосредоточить внимание на внутренних, духовных

проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое

сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мнению

мудрецов эпохи эллинизма, должна стать "автаркия" -- признание

самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе

говоря, они опять же концентрировали внимание на возможностях отдельного

человека самостоятельно, в одиночку достичь счастья.

Идеал же христианина -- жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи

Господа человек не может ничего. Недаром Иисус говорил: "Пребудьте во Мне, и

Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни

пожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;

пребудьте в любви Моей" (Ин. 15:4--9).

Основой такой жизни в христианстве становится любовь -- не разум, но

чувство. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее

античном понимании как Эроса, плотского чувства. Христианская любовь --

высшая духовная ипостась человека. Именно на любви -- любви к Богу и другим

людям -- покоится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете

дарует людям новую заповедь: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так

и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). "Нет больше той любви, как если кто

положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).

Но "больше той любви" нет среди людей. Источником же человеческой любви

может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, является

сам Бог, ибо только воистину возлюбивший Бога способен на любовь к другим

людам: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл

заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед

человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями,

которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях

античности. Христианство не только перевернуло представления человека о

мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого

человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.