Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
Но в связи с "ничто" есть некая заминка. А именно, все, из чего
возникает нечто, является причиной того, что оно (это второе нечто)
возникает из него; а всякая причина необходимо доставляет некое
вспомогательное приспособление для существования действия. Этого (положения)
все, зная из опыта, держатся так крепко, что никому его ни в прямом споре не
отнять, ни обманом незаметно не похитить. Тогда, если нечто было создано из
ничего, это ничто было причиной того, что (нечто) из него было создано. Но
каким образом то, что не имело никакого бытия, способствовало тому, чтобы
нечто пришло к бытию? Если же от ничего для нечто не происходит никакого
вспомогательного средства, тогда чем или как убедиться, что из ничто
сделалось нечто?
Кроме того, "ничто" или обозначает нечто, или не обозначает нечто. Но
если "ничто" есть нечто, то все, что было создано из ничего, было создано из
чего-то. Если же "ничто" не есть нечто -- поскольку нельзя помыслить, чтобы
из того, чего вовсе нет, возникло нечто, -- из ничего возникает ничто; как
говорится, "из ничего -- ничего". Отсюда, как видно, следует, что все
возникает из чего-то. Потому что (все) возникает или из чего-то, или из
ничего. Итак, все равно -- является ли ничто чем-то или не является --
по-видимому, следует, что все, что было создано, было создано из чего-то.
Если это полагается как истинное, то это противополагается всему, что было
изложено выше. Отсюда, поскольку то, что было ничем, становится чем-то, --
то, что в высшей степени было чем-то, становится ничем. Ведь из того, что я
нашел некую субстанцию, в наибольшей степени существующую, я пришел путем
рассуждений к тому, что все остальное таким образом создано ею, что нет
ничего, откуда это было бы создано. Поэтому если то, откуда (все) создано,
-- то, что я считал за ничто, -- есть нечто, то тогда все, что я полагал
найденным о высшей сущности, есть ничто.
Итак, что же следует думать о ничто? Ведь я уже принял решение в этом
размышлении не пренебрегать ничем, что покажется затруднительным, пускай и
чуть ли не глупым. Итак, я думаю, можно трояким образом изложить то, что
достаточно для выяснения настоящего затруднения, если говорится, что
какая-то субстанция создана из ничего. И один способ состоит в том, чтобы
трактовать то, что называется созданным из ничего, как вовсе не созданное.
Подобно тому как на вопрос о молчащем: "О чем он говорит?" -- отвечают: "Ни
о чем", что значит: "Не говорит". Соответственно этому способу об этой
высшей сущности и о том, чего вовсе не было и нет, спрашивающему, из чего
оно создано, правильно будет ответить: "Из ничего". То есть: "Вовсе не было
создано". Этот смысл нельзя подразумевать в отношении того, что было
создано. Другое значение таково, что его можно высказать, но оно не может
быть истинным в действительности: как если бы понимать высказывание "Нечто
было создано из ничего" в том смысле, что нечто было создано из самого
"ничего", т.е. из того, чего вовсе нет; как если бы это ничто было чем-то
существующим, из которого может возникнуть нечто. Поскольку это всегда
ложно, то всякий раз, когда это утверждается, следует невозможное
противоречие. Третье толкование высказывания "Нечто было создано из ничего"
состоит в том, чтобы помыслить, что нечто было создано, но не было ничего,
из чего бы оно было создано. Видимо, в таком смысле говорится, когда
человек, опечаленный без причины, называется опечаленным из-(за) ничего.
Таким образом, если толковать в этом смысле достигнутое выше
заключение, что кроме высшей сущности все существующее создано этой высшей
сущностью из ничего, т.е. не из чего-то, -- то и само это заключение
правильно следует из предшествующих (положений), и из него, в свою очередь,
нет никаких неприемлемых дальнейших следствий.
Тем не менее отнюдь не несуразно и без всякого противоречия можно
сказать, что созданное творящей субстанцией возникло из ничего, так же, как
обычно говорят, что некто стал богатым из бедного и получил здоровье из
(состояния) болезни. Иначе говоря, кто раньше был бедный, теперь богач, чем
он раньше не был; и кто раньше имел болезнь, теперь имеет здоровье, чего
раньше не имел. Вот так можно уместным образом помыслить, если говорится,
что творящая субстанция все создала из ничего или что через нее все создано
из ничего, т.е. то, что раньше было ничем, теперь стало чем-то. В самом
деле, само высказывание "Она создала" или "Они созданы" подразумевает, что
когда она создала, она создала нечто; и когда они были созданы -- они были
созданы именно как нечто. Так, когда мы видим, как кто-нибудь был кем-то
возвышен из очень униженного состояния к многим имениям или почестям, мы
говорим: "Вот создал его из ничего", или: "Он был создан им из ничего", что
значит: тот, кто прежде третировался как ничто, теперь, будучи "создан" тем
(другим), истинно почитается как нечто.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев