Никколо макиавелли
(1469--1527)
Никколо Макиавелли родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В
юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства
других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно--с
одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за
реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты
своих наблюдений.
Этот реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником
всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды
написал: "Сначала жить, потом философствовать".
Уже в молодые годы он оказался приближенным к республиканским властям
Флоренции. Занимая пост секретаря комиссии Десяти -- фактического
правительства Флорентийской республики, -- Никколо Макиавелли оказался в
самой гуще европейской политики, неоднократно исполняя различные
политические и дипломатические поручения. На этом посту Макиавелли проявил
недюжинные организаторские и дипломатические способности, уже тогда
прославившись, так сказать, как "человек действия".
В 1512 году, после свержения республиканского строя во Флоренции,
Макиавелли оказался в опале, а в следующем, 1513 году, по подозрению в
участии в заговоре он был даже арестован и подвергнут пыткам.
В итоге, Никколо Макиавелли запретили проживание во Флоренции и он был
удален в свое небогатое поместье. Находясь в вынужденном бездействии, он
занялся литературным и философским творчеством, написав несколько сочинений
-- "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", а также
трактат под названием "Государь", ставший наиболее известным из всех его
работ и принесший ему посмертную мировую славу. Произведения Макиавелли были
опубликованы только после смерти мыслителя в начале 30-х гг. XVI в.
Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи
Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не
абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной
жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто
полезное для людей понимающих, -- писал он в "Государе", -- я предпочел
следовать правде не воображаемой, а действительной -- в отличие от тех
многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности
никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "...Расстояние между тем,
как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает
действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на
благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо
погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру".
В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого
жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем
только мешают жизни обычного человека.
Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что
человек -- это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках
руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению
Макиавелли, интерес -- это самый могущественный и чуть ли не единственный
стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны,
однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и
с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что
"люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". В одной из работ
встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый
эгоизм человеческой природыГ"...О людях в целом можно сказать, что они
неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает
опасность, влечет нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек
-- это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще
человеческой природе как и добро.
Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в
своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало,
что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее
определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое
понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не
"фатум" (рок, неизбежность), а "фортуна". Судьба-фортуна никогда не может
полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе", флорентийский
мыслитель пытается даже вычислить соотношение -- насколько жизнь человека
зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к
выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять
другой половиной или около того она предоставляет нам самим".
И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей
"лучше быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна -- женщина, и кто хочет с
ней сладить, должен колотить ее и пинать".
Будучи сам "человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что
главное в человеке -- это способность к деятельности, воля, стремящаяся к
осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную
способность к деятельности он назвал "доблестью" ("вирту"). "Вирту" присуща
далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в
истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья "доблесть"
заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю
человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих
потреоности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный
момент.
С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое
реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о
сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских
рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила
и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь
каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях
Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с
присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.
Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в
рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в
понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической
природы человека. Государство -- это высшая сила, способная поставить
достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем
самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом
самосохранения, и создают государство.
Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои
республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и
полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда
возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не
на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь.
Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они -- и хорошие, и плохие
одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем
правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя
должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только
государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.
Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан "по
возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по
сути дела признает -- реальное управление государством невозможно без
насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового
государя", он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице
качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной
обмануть самого большого хитреца.
Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с
его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда
они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является
государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать --
утверждает флорентийский мыслитель.
В трактате "Государь" Макиавелли много места посвящает конкретным
рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету,
"Государь" -- это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально
рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том,
как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник
специальный термин -- "макиавеллизм", который характеризует собой такой
образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В
принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения ктому,
что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть -- не самоцель, а средство
обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради
жестокости Макиавелли порицал.
Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную
реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического
человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила
поводом для резкого неприятия со стороны римско-католической церкви. В 1559
г. его книги были внесены в "Индикт запрещенных книг".
В то же время внешне осуждая Макиавелли, многие европейские политики на
деле, в своем собственном правлении применяли все те средства, о которых
писал Флорентиец. Это не говорит о том, что они основывались на трудах
Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа
власти и законов управления обществом.
И до сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества
флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за
аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Наверное,
однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев