Глава 6
Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где
рассуждается и о равночестии славы
И конечно, нельзя прибегнуть к извинению себя неведением, когда
приступают к слову с такою хитростью и злонамеренностью явно негодующие на
нас за то, что вместе с Отцем совершаем славословие Единородному, и Святого
Духа не отделяем от Сына. И за сие как они не называют нас! новоделами,
нововводителями, изобретателями слов, и другими укоризненными именами! Но не
только не огорчаюсь я их злословием, а напротив того, если бы собственный их
вред не причинял мне скорби и непрестающей болезни, готов бы сказать, что
благодарен им за хулы, которыми споспешествуют моему блаженству. Ибо
сказано: блажени есте, егда поносят вам Мене ради (Матф. 5, 11).
Но вот за что они гневаются. "Сын, говорят, не со Отцем, но после Отца;
поэтому Им, а не с Ним должно возносить славу Отцу. Ибо речение: с Ним,
выражает равночестие, а речение: Им, показывает служебное действие. Но и
Духа, говорят, должно ставить не наряду со Отцем и Сыном, а ниже Сына и
Отца, как не единочиновного, но подчиненного, не купночислимого, но
под-числяемого". И подобными сим тонкостями в составлении речений искажают
они простоту и безыскусственность веры. Посему могут ли извиняться
неопытностью такие люди, которые своею пытливостью не позволяют и другим
оставаться в неопытности?
Но мы прежде всего спросим их о том, на каком основании говорят, что
Сын после Отца? как младший ли по времени, или по чину, или по достоинству?
Но никто не будет столько бессмыслен, чтобы стал утверждать, что Творец
веков есть второй по времени, когда нет никакого расстояния, посредствующего
в естественном единении Сына с Отцем. Да и с человеческим понятием
несообразно утверждать, что Сын моложе Отца, не только потому, что Отец и
Сын умопредставляются во взаимном между Собою отношении, но и потому, что
вторым по времени называется, что имеет меньшее расстояние от настоящего
времени, и первым опять, что далее отстоит от настоящего времени. Например:
бывшее при Ное старее случившегося с Содомля-нами, потому что более удалено
от нынешнего времени, и последнее позднее первого, потому что кажется как бы
более близким к настоящему. Но бытие Жизни, превосходящей всякое время и все
веки, измерять расстоянием от настоящего, не будет ли не только нечестиво,
но и сверх всякой меры неразумно, если только представить, что, каким
образом говорится о вещах имеющих начало бытия и тленных, что они одна
другой прежде, таким же образом Бог и Отец, сравниваемый с Сыном и Богом,
сущим прежде веков, превосходит Его? Напротив того, такое превосходство Отца
в отношении к старейшинству неудобомыслимо; потому что ни размышление, ни
понятие никак не простираются далее рождения Господа, после того как Иоанн
прекрасно двумя словами заключил разумение в описанных пределах, сказав: в
начале бе Слово. Ибо сие: бе, неисходно для мышления, и начало непреступно
для представлений. Сколько ни углубляйся мыслию в давнее, не выйдешь из
сего: бе; и сколько ни усиливайся увидеть, что первоначальнее Сына, не
возможешь стать выше Начала. А на сем основании благочестиво представлять
себе Сына вместе с Отцем.
Если же представляют они какое-то понижение Сына пред Отцем в отношении
к месту, так что Отец восседает выше, а Сын по порядку занимает низшее
место: то пусть признаются в этом, и мы умолкнем; потому что несообразность
видна сама собою. Ибо не соблюдают последовательности в суждениях те,
которые не приписывают Отцу вездесущия, когда здравый разум верит, что Бог
все наполняет. И сказанного пророком: аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще
сниду во ад, тамо ecu (Пс. 138, 8), не помнят те, которые между Отцем и
Сыном делят верх и низ. Но не буду ничего говорить в обличение невежества
приписывающих место Безплотному.
Их бесстыдству, с каким восстают против Писания и противятся ему,
поможет ли сколько-нибудь сказанное: седи одесную Мене (Пс. 109, 1), и: седи
одесную величествия Божия (Евр. 1, 3)? Слово одесную означает не низшее
ме-сТо (как понимают они), но отношение к равному; потому что понятие
десна-го берется не чувственно (иначе у Бога было бы и шуее); а напротив
того, Писание почетным именованием приседения выражает великолепие чести
Сыну.
Итак остается им сказать, что сим речением означается низшая степень
достоинства. Посему да знают, что Христос есть Божия сила и Божия
премудрость (1 Кор. 1, 24), что Он есть образ Бога невидимого (Кол. 1, 15) и
сияние славы (Евр. 1, 3), и что Его напечатлел Бог Отец, всецело изобразив в
Нем Себя.
Ужели же скажем, что уничижительны сии и другие, сродные с ними,
свидетельства, какие только есть в целом Писании? Или сознаемся, что это
суть как бы неких провозглашений, которыми возвещается великолепие
Единородного и равенство славы Его с Отцем? Да услышат же, как Сам Господь
ясно изображает равночестную славу Сына со Отцем, когда говорит: видевый
Мене виде Отца (Иоан. 14, 9). И еще: егда приидет Сын во славе Отца (Марк.
8, 38). И: да чтут Сына, якоже чтут Отца (Иоан. 5, 23). И: видехом славу
Его, яко славу Единородного от Отца (Иоан. 1, 14). И: Единородный Бог, сый в
лоне Отчи (18). Еретики, ни мало не рассуждая о сем, назначают Сыну место,
определенное врагам. Ибо Отчее лоно -- вот седение, приличное Сыну: а
подножие -- место для тех, кого нужно унизить.
Мы коснулись сих свидетельств мимоходом, потому что имеем в виду другую
цель; но ты, собрав на досуге доказательства, сам можешь видеть высоту славы
и превосходство силы Единородного. Впрочем для благомыслящего слушателя не
маловажны и приведенные свидетельства, если только не разумеет кто плотским
и низким образом слов: одесную и лоно, не описывает Бога местом, не
вымышляет для Него телесного очертания, образа и положения; что весьма
несходно с понятием простого, беспредельного и бесплотного. Не говорю уже о
том, что такое понятие равно низко и для Отца и для Сына. Почему
рассуждающий подобным образом не только унижает достоинство Сына, но впадает
в грех богохульства. Ибо что осмелится сказать он против Сына, то же самое
необходимо ему приложить и к Отцу. Кто дает Отцу для председательства высшее
место, об Единородном же Сыне говорит, что Он сидит ниже, у того следствием
такого построения ума будут все телесные принадлежности.
А если такие представления свойственны людям, у которых ум помутился от
вина и расстроен помешательством, то благочестиво ли будет, чтобы и по
естеству и по славе и по достоинству Соединенного со Отцем не вместе с Отцем
чествовали поклонением и славословили те, которые научены Им Самим, что иже
не чтит Сына, не чтит Отца (Иоан. 5, 23)? Ибо что скажем? какое справедливое
оправдание будем иметь для себя на страшном и общем для всей твари суде,
если после того, как Господь ясно возвестил, что придет во славе Отца (Матф.
16, 27), и Стефан видел Иисуса стояща одесную Бога (Деян. 7, 55), и Павел
Духом засвидетельствовал о Христе, что Он есть одесную Бога (Рим. 8, 34), и
Отец говорит: седи одесную Мене (Псал, 109, I), и Святый Дух
свидетельствует, что ceдe одесную величествия Божия (Евр. 8, 1), мы
Сопрес-тольного и Равночестного низведем на низшую степень из состояния
равенства? Ибо думаю, что стоянием и сидением выражается неколеблемость и
совершенное постоянство естества, как и Варух, показывая неподвижность и
непреложность Божия пребывания, сказал: Ты пребываяй во век, мы же
погибающие вовек(Вар. 3, 3.). А десною страною означается равночестие
достоинства. Как же не дерзко-лишать Сына общения в славословии, как будто
Он достоин быть поставленным на низшей степени чести?
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев