Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
О максимальном треугольнике мы кратко сказали; продолжим сходным
образом о бесконечном круге.
Круг есть фигура, совершенная по единству и простоте. Но, как уже
доказано выше, треугольник есть круг. Так же и троичность есть единство. С
другой стороны, это единство бесконечно, как бесконечен круг. Поистине оно
бесконечно более едино и тождественно, чем какое бы то ни было выразимое и
постижимое нами единство, ведь тождество здесь так велико, что предшествует
всем, даже прямым противоположностям, потому что ни другое, ни различное ему
здесь не противоположны. По этой причине, ввиду бесконечного единства
максимума, все ему присущее есть он сам без внутренних различий и
инаковости: так, премудрость не есть в нем что-то другое по сравнению с его
добром, а то же самое, ведь всякое различие в нем есть тождество; его
могущество как предельно единое предельно крепко и бесконечно; а его
совершенно единая длительность такова, что прошедшее в ней не иное для
будущего, а будущее не иное для настоящего, но все суть нераз-дельнейше
единая длительность, или вечность, без начала и конца, потому что начало в
нем так велико, что и конец в нем -- начало. Все это являет собой
бесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый и
всеобъемлющий.
Еще. Поскольку это максимальный круг, его диаметр тоже максимален, а
раз многих максимумов не может быть, такой круг до того един, что его
диаметр есть окружность. Но у бесконечного диаметра бесконечна и середина,
середина же есть центр; значит, центр, диаметр и окружность у такого круга
тождественны. Наше незнание учится отсюда непостижимости максимума, которому
не противоположен минимум и в котором центр есть окружность. Ты видишь, что
простой и неделимый максимум целиком залегает внутри всего как бесконечный
центр, что он извне всего охватывает все как бесконечная окружность и что он
все пронизывает как бесконечный диаметр. Он начало всего как центр, конец
всего как окружность, середина всего как диаметр. Он действующая причина как
центр, формальная причина как диаметр, целевая причина как окружность. Он
дарует бытие как центр, правит как диаметр, хранит как окружность, -- и
многое в том же роде.
Ты начинаешь понимать разумом, что максимум ничему в мире не тождествен
и ни от чего не отличен, но что все в нем, из него и через него, поскольку
он окружность, диаметр и центр. Не то что он есть круг или окружность,
диаметр или центр; нет, он -- только простейший максимум, который мы
исследуем через эти уподобления, убеждаясь, что он охватывает все
существующее и несуществующее, так что небытие в нем есть максимальное
бытие, как минимум -- максимум.
Кроме того, он -- мера всякого круговращения, например превращения из
возможности в действительность и возвращения из действительности в
возможность, всякого сложения начал в индивиды и разложения индивидов на
начала, всяких совершенных круглых форм и кругообразных действий и движений
, происходящих вокруг себя и возвращающихся к началу, и всех вообще подобных
вещей, единство которых состоит в некоем постоянстве круговра-щения.
Из фигуры круга можно было бы извлечь многое относительно совершенства
единого, но для краткости пропускаю вещи, которые каждый на основании
изложенного легко выведет сам. Прошу только заметить, что всякая теология
имеет характер круга и опирается на круг, причем даже названия божественных
атрибутов определяются взаимно друг через друга, образуя круг: например,
высшая справедливость есть высшая истина, а высшая истина есть высшая
справедливость, и так в отношении всего. Если захочешь продолжить отсюда
разыскание, бесчисленные прежде скрытые истины теологии могут стать тебе
совершенно ясными.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев