Дезидерий эразм роттердамский
(ок.1469--1536)
Имя Эразма Роттердамского стало своего рода символом Эпохи Возрождения.
В самом деле, человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего
трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван "королем
гуманистов", став как бы общеевропейским лидером гуманистического движения.
Настоящее его имя -- Герхард Гер-хардс (Дезидерий Эразм -- это
латинское прочтение). Родился он в нидерландском городе Роттердаме и был
незаконнорожденным сыном священника и егo служанки. Еще в молодости он
принялся серьезно изучать теологию, философию, литературу, историю. В 1492
году он был возведен в сан священника, обязанности которого исполнял в
течение восьми лет.
В конце XV века Эразм оказался в Лондоне, где встретился с членами
гуманистического кружка Джона Колета. Участие в этом кружке несомненно
оказало значительное влияние на становление мировоззрения нидерландского
мыслителя.
Впоследствии Эразм Роттердамский проживал в различных европейских
странах. Практически все свое время он посвящал литературным занятиям. Одним
из важнейших результатов его трудов стало издание Нового Завета: в 1517 году
-- на греческом языке, а в 1519 -- в переводе Эразма на латинский язык.
Новый перевод Эразма Роттердамского заменил старый латинский перевод
("Вульгату"), изобилующий многочисленными ошибками. Столь же большое
значение имели и новые исправленные издания сочинений отцов церкви --
Аврелия Августина, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Оригена и других,
чем Эразм занимался в течение последних двадцати лет жизни (с 1516 по 1536
гг.).
И, конечно же, важную роль в развитии европейской общественной мысли
сыграли произведения самого Эразма, ставшие очень популярными -- "Оружие
христианского воина" (1503 г.). "О свободе воли" (1524 г.) и другие. А
наибольшую известность получила его знаменитейшая "Похвала глупости" (1509
г., издана в 1511 г.).
Дезидерий Эразм Роттердамский никоим образом не вписывается в
классический образ философа-ученого, всего себя отдающего познанию мудрости
этого мира. Наоборот, можно сказать, что его философская деятельность
посвящена была поиску ответа на вопрос, заданный еще апостолом Павлом -- "Не
обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1 Коринф., 1:20). И
практически вся предшествующая традиция схоластической философии, которая
пыталась с помощью разума трактовать вопросы веры, Эразму и представляется
тем самым "безумием".
Поэтому в большинстве своих сочинений, а особенно в "Похвале глупости",
Эразм Роттердамский с присущими ему сарказмом и иронией выводит образы
философов-схоластов, "почитаемых за длинную бороду и широкий плащ, которые
себя одни полагают мудрыми". "А ведь природа посмеивается свысока над всеми
их догадками, -- горестно заключает Эразм, -- и нет в их науке ничего
достоверного".
По мнению Эразма, мудрость заключается вовсе не в многознании, к
которому стремится человеческий разум, но в возвращении к простоте Христовой
Благой Вести, заключенной в Евангелие. Из этого убеждения и рождается идея
"философии Христа" (или "христианский гуманизм"), которую проповедовал
"король гуманистов".
В "философии Христа" Эразм Роттердамский напрямую связал
гуманистические взгляды своих предшественников с христианским вероучением,
считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи Возрождения -- обновление
человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого
человека. "Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождение,
если не обновление природы, сотворенной благой?"-- спрашивает Эразм.
Следовательно, искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая надежда
на спасение -- все это и составляет суть "философии Христа".
С другой стороны, Эразм наполняет христианским содержанием многие
гуманистические лозунги. Так он толкует популярную в Эпоху Возрождения
"апологию наслаждения". Для Эразма истинное наслаждение состоит в отказе от
удовольствий земных, телесных. Более того, речь у нидерландского мыслителя
идет об иноческой жизни, монашеском презрении к миру, как об идеале земного
существования. А смысл борьбы с мирскими наслаждениями в одном -- надежда на
обретение неизмеримо больших, а именно, духовных, наслаждений. Ибо
единственное истинное наслаждение состоит в духовном воссоединении с Богом.
Наиболее ярко философский дух концепции "христианского гуманизма"
прочитывается в "Похвале глупости". Зачастую эту работу Эразма трактуют
очень прямолинейно, находя в ней критику чуть ли не самой христианской веры.
На самом деле, вся "Похвала глупости" проникнута только одним пафосом --
пафосом осмеяния "безумия" мира сего во имя "немудрого Божиего".
Впрочем истинный смысл слов Эразма увидеть не так уж просто. Дело в
том, что он с сократической иронией показывает читателям всю многомерность и
неоднозначность понятия "глупость". Само это сочинение Эразма и написано от
лица "Глупости", которая как бы похваляется своей распространенностью в
мире. Более того, создается впечатление, что именно "глупость" миром-то и
правит.
И тем не менее, после чтения "Похвалы", становится вполне понятно, что,
в толковании Эразма, под "глупостью", в принципе, понимаются два разных
явления. С одной стороны, "глупость" -- это желание человека познать весь
мир в его полноте и стать чуть ли не выше Бога. В сочинении Эразма выведены
удивительные образчики таковой "глупости" -- это и ученые, и правители, и
священнослужители, и даже сама церковь. И в данном случае "глупостью" можно
считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии
мира сего.
Но есть другая "глупость" -- "глупость" искренней веры "Среди глупцов
всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское
благочестие... Что же это такое, если не помешательство?" -- спрашивает
Эразм. Но оказывается, что эта "глупость" может считаться помешательством
только тогда, кода на нее смотрят с позиции мирского "безумия". И недаром
высшим проявлением таковой "глупости" становится "глупость небесная", "когда
человек в краткие миги беспамятства и безумия вдруг соединяется с Богом", а
потом, вернувшись в сознание, скорбит "о том, что снова образумился".
В принципе, главной идеей Эразма был призыв к очищению --
гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам
человек в простоте и искренности веры максимально приблизится к образу
Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к
социально-политической действительности тогдашней Европы, и к нравственному
состоянию людей, и к роли церкви, которая, по мнению Эразма, слишком
отдалилась от идеала первой, апостольской церкви.
Эразм Роттердамский оказал столь многомерное влияние на
западноевропейское сознание своего времени, что уже при своей жизни вызвал
различную реакцию. Церковь и преследовала его, и привечала, научный мир и
спорил с ним, и восхищался его талантом. Мартин Лютер, с его идеей
реформации веры и церкви, очень близкой по сути идеям Эразма, жестоко и
жестко спорил с "королем гуманистов". Да и до сих пор сочинения Эразма
оцениваются неоднозначно.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев