Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
но и существует не через ничто и не из ничего; и как можно понять, что она
существует через себя и из себя
Итак, поскольку не всегда имеет тот же смысл "быть через что-то" и
"быть из чего-то", нужно исследовать прилежнее, каким образом все
существующее существует через высшую природу или из нее. И поскольку то, что
существует через себя, и то, что существует через иное, имеют не одно и тоже
основание существования, сначала рассмотрим отдельно саму высшую природу,
которая существует через себя, потом то, что существует через иное.
Значит, если установлено, что она через себя саму есть то, что она
есть, а все остальное есть то, что оно есть, через нее, то каким образом она
есть через себя? Ведь, кажется, (известно), что "быть через нечто" -- значит
(быть) или через действующее, или через материю, или через какое-то другое
вспомогательное средство, например через орудие. Но все существующее
каким-либо из этих трех способов, то существует через иное, и по времени
позже, и в некотором смысле меньше того, через что имеет бытие. А высшая
природа никоим образом не существует через другое, и по времени не позже, и
не меньше ни себя самой, ни какой-либо другой вещи. Потому высшая природа не
могла возникнуть ни под действием себя самой, ни под действием другого, ни
она сама себе, ни другое что-либо не было для нее материей, откуда она
возникла бы, и ни она сама себе, каким-либо образом, ни какая-то другая вещь
не помогла ей стать тем, чем бы она до этого (еще) ни была.
Что же? То, что ни от какого-либо действующего, ни из какой материи и
без каких-либо вспомогательных средств пришло к бытию -- кажется, что это --
либо ничто, либо, если это есть нечто, то оно (существует как нечто) через
ничто и из ничего. Хотя, на основании того, что я уже при помощи света
разума заметил о высшей субстанции, я полагаю, что это нисколько к ней не
относится, все же не стану пренебрегать построением (правильного)
доказательства этого. Ибо, раз уж это мое размышление привело меня к чему-то
великому и усладительному, я не хочу, беседуя сам с собой, пропустить без
внимания никакое, хотя бы простое и чуть ли не глупое возражение, которое
мне встретится. Следуя таким образом, не оставляя ничего двусмысленного в
предпосылках, я и сам более уверенно смогу переходить к следствиям, и если
вдруг, может быть, захочу убедить кого-то в том, что сам я усматриваю, то
если будет устранено всякое, даже самое маленькое, препятствие, любому
медленному уму станет легко доступно то, что он услышит.
Значит, (говорить), что эта природа, без которой нет никакой природы,
есть ничто, столь же ложно, сколь нелепо говорить, что все, что существует,
есть ничто. Но и не через ничто существует она, потому что никак нельзя
помышлять такое: чтобы нечто существовало через ничто. А если (она) каким-то
образом существует из ничего, то она существует из ничего или через себя,
или через иное, или через ничто. Но установлено, что никогда не бывает нечто
из ничего. Значит, если она каким-то образом существует из ничего, она
существует из ничего или через себя, или через иное. Через себя же ничто не
может быть из ничего, потому что если нечто существует из ничего через
нечто, необходимо, чтобы раньше было, то, через что оно существует. Значит,
поскольку эта сущность не раньше себя самой, она никоим образом не
существует через себя из ничего. А если сказать, что она возникла из ничего
через какую-то другую природу, то (получится, что) она не выше всего, но
чего-то ниже, поскольку она не через себя есть то, что она есть, но через
иное. Опять-таки, если она существует из ничего через нечто, -- то, через
что она существует, было великое благо, раз оно было причиной столь великого
блага. Но нельзя помыслить никакое благо прежде того блага, без которого
ничто не есть благо. И достаточно ясно, что это благо, без которого ничто не
является благом, и есть эта высшая природа, о которой идет речь. Потому ей,
хотя бы даже и только в уме, не предшествует никакая вещь, через которую она
была бы из ничего. Наконец, если эта самая природа есть нечто или из ничего,
или через ничто, то, без сомнения, или она есть то, что она есть, не через
себя и не из себя, или сама она называется ничто. Излишне показывать, что и
то и другое ложно. Итак, хотя высшая субстанция приводится к бытию не через
нечто действующее, не из какой-то материи без помощи каких-либо причин, тем
не менее ни в коем случае (нельзя сказать, что) она существует через ничто и
из ничего, потому что она есть то, что она есть, через себя саму и из себя
самой. Как же тогда следует мыслить ее как существующую через себя и из
себя, если она не делает себя саму, не является материей для самой себя и не
помогает себе каким-либо образом быть тем, чем она (до того) не была?
Похоже, что, может быть, нужно мыслить так же, как говорится, что свет
светит или есть светящее через себя и из себя. Ведь как относятся друг к
другу свет, светить и светящее, так же относятся друг к другу сущность, быть
и сущее, т.е. существующее в качестве отдельной вещи, или наличествующее.
Итак, "высшая сущность", и "быть превыше всего", и "превыше всего сущее",
т.е. " высшей степени наличествующее" или "в высшей степени актуально
существующее", соответствуют друг другу не иначе как "свет", и "светить", и
"светящее".
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев