Библия как священная книга христианства
Библия (от древнегреч. biblia -- "книги") -- это собрание книг, которые
в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в
библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия
разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько
именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав
Библии. В IV в. н. э. был принят канон, т.е. правило, закон, по которому в
состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор
как христианство разделилось на несколько направлений (православие,
католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой
канон книг Ветхого Завета.
Ветхий Завет -- это древнееврейский Танах, в котором рассказывается
история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении
процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само
слово "Завет" означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том,
что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их
земной жизни.
Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких
столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха.
Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг.
Православная церковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.
Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Завета по их
содержанию на несколько групп:
1. Пятикнижие -- древнееврейская Тора или Законы.
2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.
3. "Книги Премудрости" или поэтические книги.
4. Пророческие книги.
Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской
традиции. Ветхим, т.е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после
появления Нового Завета. В представлении христиан, это первый, древний
Закон, данный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила
им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать
человечеству Новый Завет. Вот почему Ветхий Завет считается неотъемлемой
частью Писания христиан.
Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах
Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям,
говорит: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и
один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу
детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не
отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их,
чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 31:38--40).
Новый Завет составляют книги, священность которых признается только
христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти
Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как
Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать,
истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после
смерти. Учение Иисуса -- это и есть Новый Завет, новое Слово Божие,
предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только
иудеям. В этом смысле Новый Завет -- это последнее и окончательное слово
Бога к человеку.
Разные христианские церкви признают единый канон Нового Завета,
принятый еще в IV в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего,
это Евангелия. Каноническими считаются четыре Евангелия (Четвероевангелие),
именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея,
Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во
второй половине I в. н. э. Исторические исследования показали, что наиболее
ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним -- Евангелие от
Иоанна.
Необходимо заметить, что до канонизации четырех Евангелий, существовало
еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих
о его пребывании на Земле, например Евангелия от Фомы, от Василида, от
Евреев, от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и
считаются апокрифами (от греч. "апокрифос" -- "тайный", "скрытый"), т.е.
ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после
установления новозаветного канона, в которых сообщаются дополнительные
сведения о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангелиях. Так, в
"Протоевангелии Иакова" рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам
Иисуса посвящено "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа".
В состав Нового Завета входят также:
-- Деяния Апостолов;
-- Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 послания Апостола
Петра, 3 Послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание
Апостола Иуды);
-- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Интересно, что Восточное христианство, из которого впоследствии выросло
православие, долгое время причисляло Откровение Иоанна к "спорным"
новозаветным книгам, и оно самым последним было допущено в каноническое
собрание христианских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению
Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический
календарь не содержит чтений из этой книги.
- Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост.С.В.Перевезенцев
- Содержание:
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Предисловие
- Патристика
- Схоластика
- Философия эпохи возрождения
- Библия как священная книга христианства
- Важнейшие религиозно-философские идеи библии
- Библия. Фрагменты
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 20
- Глава 5
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 24
- Глава 13
- Патристика
- Тертуллиан
- О свидетельстве души
- О крещении. Фрагмент
- "О началах". Фрагменты
- Утверждение символа веры
- Арианская трактовка символа веры
- Афанасий великий о сущности святой троицы
- Никеискии орос
- Никео-цареградский символ веры
- Пять слов о богословии
- О богословии второе
- Василии великий
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Григории нисский
- Об устроении человека. Фрагменты
- Аврелии августин
- Об истинной религии
- "Ареопагитики" или псевдо-дионисий ареопагит
- О мистическом богословии
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Схоластика
- Фрагменты произведении
- Алкуин и пипин, ок. 790 г.
- Алкуин и ученики лекция об истинной философии
- Иоанн скот эриугена
- Фрагменты из трактатов "о предопределении" и "о разделении природы"
- Ансельм кентербериискии
- Монологион. Фрагменты
- Глава I. (Что) есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в
- Глава II. О том же
- Глава IV. О том же
- Глава V. (Что) как она существует через себя самое, а остальное --
- Глава VI. (Что) она приведена к бытию не с помощью какой-либо причины,
- Глава VII. Каким образом все остальное существует через нее и из нее
- Глава VIII. Как следует понимать, что она создала все из ничего
- Глава IX. (Что) то, что было создано из ничего, не было ничем, до того
- Глава X. (Что) этот разум есть некое изречение вещей, подобно тому как
- Глава XI. (Что) все же много есть в этом подобии несходного
- Глава XII. (Что) это изречение высшей сущности есть высшая сущность
- Глава XIII. (Что) как все было создано через высшую сущность, так через
- Глава XIV. (Что) она есть во всем, и через все, и все из нее, и через
- Прослогион
- Глава I. Побуждение ума к созерцанию Бога
- Глава II. (Что) Бог поистине существует
- Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим
- Глава IV. Как безумец сказал в сердце своем то, чего нельзя себе
- Глава V. (Что) Бог есть все, чему лучше быть существующим, чем
- Глава VI. Каким образом он чувствителен, если Он не есть тело
- Глава VII. Каким образом Он всемогущ, если многого не может
- Глава VIII. Каким образом Он и милосерд, и бесстрастен
- Глава IX. Каким образом вполне справедливый и самый справедливый щадит
- Глава X. Каким образом Он справедливо наказывает и справедливо милует
- Глава XI. Как "все пути Господни -- милость и истина" (Пс. 24, 10), и
- Глава XII. (Что) Бог есть сама жизнь, которою Он жив, и так же все
- Глава XIII. Каким образом Он один беспределен и вечен, когда и другие
- Глава XIV. Как и почему не виден Бог ищущим его
- Глава XV. (Что) Он больше, чем можно себе представить
- Глава XVI. (Что) это есть неприступный "свет", в котором Он обитает (1
- Глава XVII. (Что) в Боге есть гармония, запах, вкус, мягкость, красота
- Глава XVIII. (Что) ни в Боге, ни в вечности Его, которая есть Он сам,
- Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все
- Глава XX. (Что) Он прежде всего и после всего, даже вечного
- Глава XXI. Есть ли это "век века" или "веки веков" ?
- Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
- Глава XXIII. (Что) этим благом в одинаковой степени являются Отец, и
- Глава XXIV. Догадка о том, каково и сколь велико это благо
- Глава XXV. Какие и сколь великие блага имеют вкушающие это благо
- Глава XXVI. Это ли есть "полная радость", обетованная Господом
- Пьер абеляр
- Фрагменты сочинении
- Возражение некоему невежде б области диалектики
- Диалог между философом, иудеем и христианином
- "Пролог" к "да и нет"
- Фома аквинскии
- Фрагменты сочинении
- Теология и наука
- Естественная теология
- Метафизическая теория бытия и теория познания
- Затруднения
- Философия эпохи возрождения франческо петрарка
- Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру
- Беседа вторая
- Лоренцо балла
- Об истинном и ложном благе
- Книга первая
- Книга вторая
- Николай кузанский
- Об ученом незнании
- Книга первая
- Глава 1
- Глава 2 предварительный обзор
- Глава 3 о том, что точная истина непостижима
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 абсолютная необходимость максимума
- Глава 7 триединство вечности
- Глава 8 о вечном рождении
- Глава 9 о вечном исхождении связи
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 20
- Глава 21 перенесение бесконечного круга на единство
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24 об имени бога и утвердительной теологии
- Глава 25
- Глава 26 об отрицательной теологии
- Марсилио фичино
- "Комментарии на "пир" платона, о любви"
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Глава XVIII как луша от красоты тела возвышается к красоте бога
- Глава XIX
- Речь седьмая
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Глава XII
- Глава хш
- Глава XIV
- Глава XV
- Глава XVI
- Глава XVII
- Джованни пико делла мирандола
- Речь о достоинстве человека
- Джордано бруно
- О причине, начале и едином
- Диалог пятый
- Никколо макиавелли
- Государь
- Глава XV
- Глава XVI о щедрости и бережливости
- Глава XVII о жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь
- Глава XVIII о том, как государи должны держать слово
- Глава XIX
- Глава XX
- Глава XXI
- Глава XXII
- Глава XXIII Как избежать льстецов
- Глава XXIV
- Глава XXV
- Дезидерий эразм роттердамский
- Оружие христианского воина
- О человеке внешнем и внутреннем
- О разнообразии страстей
- О человеке внутреннем и внешнем и о двух сторонах человека в
- О трех частях человека-- о духе, душе и плоти
- Некоторые общие правила истинного христианства
- Представления, достойные христианина
- Эпилог по поводу средств от приманок похоти
- Против искушении алчности
- Эпилог о средствах против алчности
- Похвала глупости
- Глава lxvi
- Глава lxvii
- Глава lxviii
- Мишель де монтень
- Опыты. Фрагменты
- Томас мор
- "Утопия". Фрагменты
- О религиях утопийцев