logo
философия / Философия (Левченко) / Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения

Библия как священная книга христианства

Библия (от древнегреч. biblia -- "книги") -- это собрание книг, которые

в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в

библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия

разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько

именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав

Библии. В IV в. н. э. был принят канон, т.е. правило, закон, по которому в

состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор

как христианство разделилось на несколько направлений (православие,

католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой

канон книг Ветхого Завета.

Ветхий Завет -- это древнееврейский Танах, в котором рассказывается

история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении

процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само

слово "Завет" означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том,

что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их

земной жизни.

Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких

столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха.

Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг.

Православная церковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.

Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Завета по их

содержанию на несколько групп:

1. Пятикнижие -- древнееврейская Тора или Законы.

2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.

3. "Книги Премудрости" или поэтические книги.

4. Пророческие книги.

Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской

традиции. Ветхим, т.е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после

появления Нового Завета. В представлении христиан, это первый, древний

Закон, данный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила

им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать

человечеству Новый Завет. Вот почему Ветхий Завет считается неотъемлемой

частью Писания христиан.

Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах

Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям,

говорит: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и

один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу

детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не

отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их,

чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 31:38--40).

Новый Завет составляют книги, священность которых признается только

христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти

Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как

Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать,

истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после

смерти. Учение Иисуса -- это и есть Новый Завет, новое Слово Божие,

предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только

иудеям. В этом смысле Новый Завет -- это последнее и окончательное слово

Бога к человеку.

Разные христианские церкви признают единый канон Нового Завета,

принятый еще в IV в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего,

это Евангелия. Каноническими считаются четыре Евангелия (Четвероевангелие),

именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея,

Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во

второй половине I в. н. э. Исторические исследования показали, что наиболее

ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним -- Евангелие от

Иоанна.

Необходимо заметить, что до канонизации четырех Евангелий, существовало

еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих

о его пребывании на Земле, например Евангелия от Фомы, от Василида, от

Евреев, от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и

считаются апокрифами (от греч. "апокрифос" -- "тайный", "скрытый"), т.е.

ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после

установления новозаветного канона, в которых сообщаются дополнительные

сведения о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангелиях. Так, в

"Протоевангелии Иакова" рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам

Иисуса посвящено "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа".

В состав Нового Завета входят также:

-- Деяния Апостолов;

-- Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 послания Апостола

Петра, 3 Послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание

Апостола Иуды);

-- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Интересно, что Восточное христианство, из которого впоследствии выросло

православие, долгое время причисляло Откровение Иоанна к "спорным"

новозаветным книгам, и оно самым последним было допущено в каноническое

собрание христианских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению

Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический

календарь не содержит чтений из этой книги.